Профессия руководитель: особенности обучения управленцев

Профессия руководитель: особенности обучения управленцев

Меня часто спрашивают, почему один из тренингов нашей компании называется «Профессия руководитель» и почему я считаю руководителя отдельной профессией в современном бизнес мире. Давайте обратимся к понятиям. Что такое «профессия»?

Профессия (англ. Profession) — устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков, и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.

То есть профессия определяется: знаниями, навыками, опытом и функциями.

Если взять руководителя любого уровня и проанализировать его деятельность на наличие соответствующих критериев, которые определяют профессию, можем отметить, что:

  • руководитель имеет определенный функционал, отличный от других специалистов (он должен планировать, распределять задачи, координировать работу подчиненных, контролировать выполнение, обучать, мотивировать, давать обратную связь и т. п.)
  • руководитель обязан обладать определенными знаниями (общими знаниями менеджмента, психологии трудового поведения человека, деловых норм поведения, теории лидерства и пр.)
  • руководителю необходимо владеть специальными навыками (определения целей, каскадирование целей в задачи, постановки задач, оценки исполнения, обучения взрослых людей и пр.)
  • и кроме всего прочего, руководитель должен обладать управленческим опытом или стремлением получить его.

То есть, если маркетолога назначили директором по маркетингу или руководителем отдела маркетинга, с этого момента он является обладателем двух профессий: маркетолог и руководитель.

И, как любой другой профессии, быть руководителем необходимо учится.

Профессии руководитель не обучают в ВУЗах, при этом именно эта профессия обеспечивает прибыльность и управляемость бизнеса!

Знаете, здесь хочется привести некую метафору. Очень странной была бы ситуация, если бы мы остановили в больнице лучшего санитара и сказали: «С этой минуты — вы Врач! Идите, практикуйтесь, набирайтесь опыта, пробуйте…»

Так почему же так часто в компаниях назначают на позицию руководителя лучшего продавца (оператора колл-центра, маркетолога, клиент-менеджера, бухгалтера…) и не обеспечивают молодому руководителю возможности получить комплексное обучение по профессии Руководитель? Почему во многих компаниях работают руководители, стаж управления которых 3-5-7 лет, но которые не имеют базовых понятий менеджмента и управляют исключительно с помощью интуиции или подражая вышестоящим управленцам?

Очень интересное наблюдение. В европейском менеджменте, в Японии и США, когда человек готов стать руководителем, его активно обучает компания, сотрудник проходит базовые профессиональные программы, а когда он становится руководителем, сам сотрудник продолжает с удвоенными усилиями развиваться как управленец, совершенствуясь в профессии Руководитель, зачастую вкладывая свои средства в обучение и развитие, посещает клубы и тематические мероприятия.

В нашей стране действует немного другой сценарий развития событий. Сотрудник, решивший стать руководителем, начинает активно развиваться по своей специальности, совершенствуясь как эксперт, стремясь стать лучшим специалистом, чтобы его заметили и сделали руководителем. И вот настает долгожданный момент повышения, специалист становится руководителем — и куда-то пропадает жажда знаний и тяга к обучению. Освоение профессии переходит в режим проб и ошибок, личного опыта, подражания вышестоящему боссу.

И получается как в стихотворении Самуила Маршака, что руководитель, важнейший компонент бизнеса, который влияет на прибыльность, имидж, стратегию, пропадает:

Не было гвоздя — подкова пропала.
Не было подковы — лошадь захромала.
Лошадь захромала — командир убит.
Конница разбита — армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице не было гвоздя

Мы за то, чтобы прежде чем стать функционально руководителем, люди качественно изучали теорию и практику менеджмента, четко понимали свой план развития в профессии руководитель, имели возможность пройти «стажировку» в профессии руководитель в формате наставничества или замещения.

Мы за то, чтобы действующие руководители постоянно углубляли свои знания и оттачивали навыки управления, своевременно отслеживали тенденции современного менеджмента и рынка труда, гибко и быстро реагировали на изменения.

Именно поэтому мы первые на тренинговом рынке Украины выбрали своей специализацией комплексное обучение и развитие руководителей, и по-прежнему остаемся компанией с узко специализированной направленностью.

Именно через работу с руководителем проще и быстрее всего повысить прибыльность компании, и нам радостно видеть, как с каждым днем отечественные компании вкладывают все больше и больше времени, финансов и усилий в обучение управленцев. Пока немного отстают от крупных компаний представители малого и среднего бизнеса, но мы верим, что это всего лишь вопрос времени.

В моей более чем восьмилетней практике обучения были совершенно разные участники — и по возрасту, и по статусу, и по профессиональной принадлежности. Обучать руководителей — это очень особенный процесс, требующий колоссальных усилий, высочайшего качества и результативности.

Если говорить об особенностях обучения управленцев, можно выделить такие составляющие:

  • высокий уровень ответственности и осознанности;
  • требовательность к практичности и полезности для работы и бизнеса;
  • проблемный подход к обучению;
  • ограниченность временных ресурсов;
  • обучение через постоянную интерактивность и вовлеченность;
  • потребность в командной работе и проектных задачах;
  • высокие требования к тренеру, к его профессионализму, практическому опыту и авторитету.

В первую очередь надо помнить, что руководитель — это человек с высоким уровнем ответственности и осознанности, по крайней мере, наши участники именно такие. А значит — он каждый раз оценивает обучение на предмет полезности для бизнеса, для своей ежедневной работы, и любое обучение руководителя должно состоять только из полезных и применимых инструментов. Никакой «воды»!

Именно поэтому мы строим свои тренинговые блоки и индивидуальные уроки в соответствии с запросом наших участников, даже если речь идет об открытых программах. Бывали случаи, когда приходилось практически полностью «перекраивать» тренинг уже во время проведения, чтобы участники получили максимум пользы от обучения.

Очень важно понимать, что чаще всего обучение выбирается исходя из управленческой проблемы или задачи, и следовательно, руководитель, который обучается, надеется и планирует решить эту задачу уже во время обучения или после пройденного обучения.

Чтобы реализовать эту цель обучения управленца, мы тщательно диагностируем вместе с нашими клиентами те проблемы и задачи, которые встречаются в их работе, создаем аудиторные и онлайн продукты для решения этих задач.

Например, в последнее время важнейшей задачей управленцев стало создание и поддержание качественной и продуктивной корпоративной культуры, развитие бренда работодателя, управление деловой репутацией. Именно под этот запрос у нас разработан ряд программ, которые ведет Оксана Немерюк: бесплатный вебинар «Корпоративная культура в компании»; двухдневный тренинг «Коммуникация в работе руководителя как инструмент развития корпоративной культуры»; однодневный практикум «Сложная коммуникация в управлении: обратная связь и интервью при увольнении» и т. д.

Особенностью нашего обучения есть использование кейсов самих участников. Уже во время обучения руководитель решает ряд своих управленческих задач. Кстати, очень приятно одна из фраз, которая чаще всего звучит в отзывах участников: «во время тренинга я решил…»

Еще одной экстра важной особенностью обучения управленца есть ограниченность временных ресурсов. Многие руководители работают очень интенсивно, часто по 12–18 часов в сутки, берут работу домой, часто задействуют свои выходные под решение рабочих задач. По статистике 74% руководителей регулярно задерживаются на работе, 85% руководителей используют свое свободное время для обдумывания и решения рабочих вопросов.

Наша цель — снабдить руководителя такими управленческими инструментами, чтобы он мог работать не более 8 часов в сутки, уделял качественно время семье, отдыху, здоровью и развитию. Даже время на обучение мы оптимизируем любым доступным образом. Для этого мы часть программ делаем в формате онлайн курсов, вебинаров, модульного обучения. Чтобы управленец мог пройти их в удобное для него время.

Например, вся теоретическая часть практикума «Мотивационный менеджмент: инструменты мотивации в работе руководителя» сделана в формате видео-урока по теории мотивации, а тренинг «Технологии креативности в управлении» продолжается для участника еще несколько недель в тренировочном онлайн-режиме через портал.

Для руководителей, у которых есть необходимость изучать торию менеджмента, но нет возможности делать это в аудиторном формате, мы приготовили бесплатный онлайн курс из 12 уроков  «Личная эффективность руководителя».

И, конечно же, руководитель просто обязан постоянно тренироваться в командном взаимодействии. Выполнение проектных задач, работа в малых группах, командные задания имеют громадный вес как в тренинговом режиме, так и в режиме поддержки. С февраля у нас начал работать Клуб успешных руководителей страны «КУРС», где встречаются единомышленники, можно сказать, управленческая элита страны. А с марта стартует Кейс-клуб для управленцев — место, где каждый руководитель может попрактиковаться в решении сложных кейсов или вынести на рассмотрение свой.

Если говорить глобально, то основной задачей в работе нашей компании – это  поднять уровень качества управленцев нашей страны, тем самым активно влиять на экономическое состояние Украины. Ведь профессиональный руководитель — это основа бизнеса, а стабильный и процветающий бизнес — залог благополучия страны.

Скажу больше, если первый трудовой опыт человек получил под управлением грамотного руководителя, то желание работать и любовь к труду останется у него на всю жизнь. В противном же случае, если первым руководителем станет самодур, неуч, без призвания быть руководителем, человек разочаруется в работе, сформирует стойкую установку «работа — это бремя, лишь бы пережить с понедельника до пятницы…», останется «трутнем», который старается всячески избежать работы и ответственности.

Я и моя команда — люди счастливые, первый трудовой опыт получили с руководителями-профессионалами. Мы любим трудиться, делаем свою работу с удовольствием, на высочайшем уровне, вкладывая душу в свое дело. Чего и желаем нашим участникам и их подчиненным!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI