Социально-психологический тренинг: что это такое?

Социально-психологический тренинг: что это такое?

Социально-психологический тренинг (СПТ) – это один из методов обучения, в процессе которого– на основе изменения установок – вырабатываются социальные навыки и умения, способствующие формированию межличностного взаимодействия в процессе коммуникации.

К некоторым задачам, которые решает СПТ, относятся:

  • мотивирование к личным изменениям, увеличение диапазона поведенческих проявлений (например, в конкретной профессии или ситуации; гибкость поведения);
  • развитие социальной сензитивности (чувствительности);
  • улучшение коммуникативных навыков;
  • обучение достигать согласия, партнерства при взаимодействии с людьми;

СПТ работает с такими направлениями тренингов: коммуникативные, управленческие, тренинги переговоров, командообразования, продаж, преодоления конфликтов, устойчивости к манипуляции.

Метод СПТ исключительно отличается от остальных методов обучение рядом особенностей. Например тем, что ответственность за процесс обучения разделена между тренером и участниками группы, в каком-то смысле – даже больше лежит на участниках, на их реальном желании работать. Традиционный подход к обучению, а также современные бизнес-тренинги, большую роль в структурировании времени тренинга отдают педагогу, тренеру, ожидая он него активности. Потому те, кто первый раз приходят на тренинги в методе СПТ, не редко испытывают дискомфорт, который связан с неоправданностью таких ожиданий. Следовательно, возникает сопротивление, агрессия, недовольство.

Да, СПТ не ставит перед собой задачу создать комфортное пространство для обучения. И это происходит сознательно, т.к. в состоянии полного удовлетворения и комфорта, отсутствия напряжения, а также отсутствия понимания, что «я что-то не умею и мне будет полезно этому научиться» – обучаться не эффективно. Можно проделать 5-6-7… упражнений, написать список того, что стоило бы улучшить в собственной коммуникации, но так ничего и не осознать и не сделать шаг к изменению навыка или наработки нового. Я плавно подвожу к тому, что СПТ работает на уровне установок человека, и только затрагивая их, трансформируя, возможно реально достичь результата. Под установкой я понимаю закрепленную предрасположенность человека относительно чего-то или кого-то, в том числе и себя (например, «Меня все должны уважать», «Мужчины\женщины так не поступают», «Я – отличный собеседник»).

Это ещё раз объясняет, почему некоторые участники могут уходить в негативные переживания: закостенелые стереотипы менять сложно, а ещё сложнее – в этом самому себе признаться. Согласитесь, ведь когда речь идет о коммуникации, каждый считает, что он способен устанавливать контакт, вести диалог, что он умеет договариваться. И тут он осознает, что не умеет. Ладно бы, водить машину, или траву косить. А тут – коммуникация, общение… Каждый человек хочет видеть себя в «хорошем свете», прикрывая всевозможными способами то, что нарушает его «хорошесть». В процессе работы в методе СПТ стремление остаться «хорошим в собственных глазах и глазах окружающих» желательно вообще исключить, особенно если действительно присутствует намерение учиться. Тренинг – это как полигон (место для своеобразного «испытания», тренировок), это возможность (немаловажную роль в которой играет группа, спарринг-партнеры, обратная связь) проработать свои слабые места и укрепить сильные.

Итак, давайте подведем итоги по ключевым характеристикам метода СПТ:

  • работа происходит с установками человека, и уже через их изменение – нарабатывается определенный навык;
  • ответственность за обучение разделена между участниками группы и тренером;
  • работа в группе в основном строится на групповой динамике (изменяемая во времени матрица отношений в группе), на которую влияет каждый участник в отдельности (часто – бессознательно) и тренер (в основном – сознательно);
  • обращение внимание на то, не о чем говорят, а на то, как говорят;
  • отсутствие конвенции, что выражается в отказе от «погонов» (социальных ролей), обращения на «Вы»;
  • отсутствие жесткой структуры тренинга, основная ориентация – на решение учебной задачи.

Для успешного обучения в методе СПТ участникам тренинга важно быть мотивированными на достижения конкретной собственной цели (которая часто актуализируется уже в процессе тренинга) и проявлять готовность к работе. Именно это дает возможность тренеру эффективно организовать учебное пространство для достижения желаемого результата.

Ближайший тренинг, который будет проводится в методе социально-психологического тренинга, – 25 мая 2013 года, тема «Управление и мотивирование персонала: коммуникативный базис».

Больше информации Вы сможете найти, посетив сайт wwww.abouthr.com.ua.

Вайнилович Наталия,
тренер, арт-терапевт, преподаватель


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект