Искусство обучать

Искусство обучать

«Обучать или не обучать?» — так вопрос уже не стоит. Насущные вопросы современного работодателя — «Чему обучать?» и «У кого обучать?»

Благодаря высокому профессионализму сотрудников компания может достичь поставленных целей. Благодаря высокому профессионализму бизнес-тренеров ее сотрудники приобретают новые навыки, нужные в работе. «Обучать или не обучать?» — так вопрос уже не стоит. Насущные вопросы современного работодателя — «Чему обучать?» и «У кого обучать?»

Когда перед организацией становится проблема выбора тренинговой компании, в большинстве случаев объявляется тендер — и это разумно. На первом этапе эйчар изучает рынок тренинговых компаний и собирает стандартную информацию (презентации, резюме тренеров, программы) о тех агентах, которые соответствуют потребностям организации. Но для того, чтобы выбрать одного тренинг-провайдера для дальнейшей работы, необходимо провести встречи. Руководитель, общаясь с тренером, сможет задать вопросы, которые его интересуют, уточнить нюансы, удостовериться в серьезности компании, поговорить с тренером тет-а-тет.

Важным моментом при выборе тренинговой компании является специальное образование и опыт бизнес-тренера, поскольку даже блестящий специалист в своем деле, не имеющий хорошо сформированных навыков передачи знаний, не сможет обучить других. Тренер должен передать не только специальные знания, но и уметь управлять процессами в группе. Только его профессионализм дает положительный результат обучения.
Кроме того, следует обращать внимание не столько на опыт тренера вообще, а на то, как он умеет собрать информацию и интерпретировать ее. Профессионала видно по тому, как он вместе с руководителем или эйчаром определяет цели и задачи тренинга, изучает продукцию компании-заказчика, анализирует управленческие проблемы и использует полученные знания в обучающем процессе, то есть переносит реальную ситуацию компании на модели, использующиеся в процессе тренинга.

Поскольку каждая компания-клиент имеет собственный имидж, возраст, корпоративную культуру, специалистов, то все проекты, над которыми мы работали, были интересными, каждый — в своем роде.

Например, мы адаптировали очень востребованную сейчас программу «Командообразование» для подразделения большой корпорации. Компания-клиент, заказавшая этот тренинг, работает давно, занимает лидирующие позиции в своем секторе рынка, имеет сложившийся коллектив, в котором работают люди разных возрастов. Перед нами была поставлена задача: гармонизировать взаимоотношения в этом коллективе (как деловые, так и неформальные), поскольку при всей внешней стабильности и взаимной поддержке в межличностном общении сотрудников проявились проблемы. Мы прекрасно знаем по опыту: для коллектива, даже сложившегося и «проверенного», полезно проводить тренинги по командообразованию. Это дает людям новый стимул в работе, открывает всей компании «второе дыхание».

Провести тренинг результативно — это достичь цели с максимальным психологическим комфортом для его участников. Успешнее всего обучение такого рода проходит в игровой форме. Тренинг дал ощутимый результат: сейчас команда хорошо работает.
Важно, чтобы тренер (обязательно вместе с руководителем) правильно поставили задачи тренинга, тогда будет правильно составлена программа. Не менее важно, чтобы тренер профессионально воплотил ее в жизнь.

Расскажем еще об одном проекте, который интересен тем, что это была сложная многоплановая работа. Клиент был заинтересован в грамотном подборе и обучении персонала. Требовались новые сотрудники в отдел продаж. Во время работы мы пришли к выводу, что для лучшего результата нужно провести с отобранными кандидатами ассессмент-центр, таким образом, можно на деле увидеть способности и потенциал этих специалистов. Когда была выделена группа кандидатов, совместно с опытными менеджерами, уже работающими в компании, мы организовали тренинг по продажам. В результате новые сотрудники прошли предметное обучение, а менеджеры познакомились со своими новыми коллегами и стали для них наставниками, передав новичкам навыки, требующиеся для работы.

С какими типичными трудностями мы встречаемся, когда к нам обращаются клиенты за помощью? По большому счету, самая большая трудность состоит в том, что иногда руководитель не соглашается принять предложения по диагностике ситуации сложившейся в компании на данный момент времени. Однако это не прихоть тренера, а необходимость: без правильного «диагноза» «лечение» не начать!

Еще один пример: клиент поставил задачу — обучить своих специалистов по продажам. Во время переговоров, проясняя потребности и зондируя ситуацию в компании, мы увидели, что тренинг для «продажников» не принесет результатов, нужных заказчику. Чтобы досконально разобраться в происходящем, мы предложили провести небольшой срез (мини-диагностику), а затем уже наметить программу обучения. И действительно, после диагностики оказалось: первое, что необходимо — провести коучинг для руководителей и ключевых специалистов подразделений. Наша помощь клиенту была направлена в «узкое место» — на улучшение делового взаимодействия между подразделениями, понимание ключевыми специалистами основных принципов командной работы. Были подняты важные вопросы, вскрыты проблемные зоны и определены конструктивные пути улучшения коммуникации между ключевыми руководителями. И цель была достигнута — объемы продажи выросли! Если бы клиент был настроен только на тренинг продаж и не согласился провести данную работу, то тренинг нужных результатов не принес бы. Диагностика позволила нам направить усилия — и тренеров, и сотрудников компании — на приобретение персоналом клиента новых коммуникативных навыков.
Стремительное развитие и успех компании на рынке далеко не всегда гарантируют отличное взаимодействие сотрудников и подразделений. А значит, для роста есть резервы. В этой ситуации внешние консультанты гораздо быстрее смогут увидеть подлинные причины сбоев в работе клиента и помочь ему скорректировать действия.

Выбрать тренинговую компанию, подходящую бизнесу именно этого конкретного заказчика, непросто. Встречи и личное общение руководителя и менеджеров по персоналу с тренерами помогут лучше понять, какой тренинг-провайдер действительно подходит вашей организации.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI