Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Управляя собой, трансформируй мир вокруг!

Управляя собой, трансформируй мир вокруг!

В данной статье идет настоящий «разбор полетов» того, что же является управлением в стиле коучинг и как эффективно управлять личной жизнью и бизнесом.

Что же такое на самом деле управление? Информационное и личностное воздействие для направления действий других людей, с целью получить желаемый результат? Умение отдавать приказы и контролировать всегда, всё и всех? Склонять людей к «нужным» решениям, манипулируя и навязывая свое мнение? В данной статье идет настоящий «разбор полетов» того, что же является управлением в стиле коучинг и как эффективно управлять личной жизнью и бизнесом.

Неосознанность – тайный «жучок» в управлении

Как часто в нашей работе мы имеем дело с нехваткой времени, разобщенностью сотрудников и отсутствием мотивации? Как часто у нас «горят» важные проекты, проваливаются перспективные контракты, нарушаются все сроки и планы? Наверное, каждый читатель этой статьи хоть раз в жизни имел опыт экстренного завершения объемного проекта за ночь перед дедлайном. Почему это происходит? Из-за сложных условий ведения бизнеса? Из-за козней конкурентов? Из-за нерадивых подчиненных? Оказывается, причина 99 % проблем управления любым бизнесом кроется в неосознанности человека.

Осознанность – это состояние, в котором Вы отдаёте себе отчёт о том. Что именно Вы делаете, для чего (зачем) делаете, и на какой результат Вы рассчитываете в итоге, когда Вы делаете все действия с четким пониманием их порядка, значения и роли в осуществлении всей задачи или всего плана. Осознанность противоположна автоматизму, машинальности, привычкам и принуждению. Осознанность в любом деле – это маленькие, но крепкие кирпичики, из которых можно построить эффективное управление.

Причём важно, чтобы сознательность стала привычным навыком не только руководителей компании, так и рядовые сотрудники. Если директор, понимая видение (перспективу), миссию (предназначение) и стратегию развития бизнеса, не направляет своих усилий на то, чтобы актуальные задачи бизнеса, были осознаны его подчинёнными, то они просто ждут приказаний (узко направленных/очерченных, точных, конкретных) и выполняют приказы без малейшего понимания: зачем и для чего. А значит требовать от них ответственности, инициативности, преданности, выхода за рамки, креативности и творчества, мягко говоря, странно и не корректно. Если руководитель не развивает сознательность, потенциал и таланты своих сотрудников, а лишь отдаёт приказы, то он не побуждает их к росту и развитию профессионального и личностного потенциала, а заставляет выполнять «нудную, не интересную, скучную, противную» работу. Скажите, как надолго такой менеджер сможет оставить свою «вотчину» без своего прямого управления? Да, он скорее откажет себе в отпуске, чем решится на отдых, ибо он, словно мамаша малолетних детей, не может никому доверить работу и оставить ораву неосознанных, шаловливых ребятишек.

В такой ситуации не меньше жизненных сложностей и у рядового персонала. Если служащий не развивает сознательное отношение к своей рабочей деятельности, не планирует развитие своего потенциала, в конце концов, он становится обвиняющей жертвой системы, в которой трудится, циничным потребителем благ (знаю всему цену, но не вижу не в чем ценности), закрытым, подозрительным, и в конце концов, начинается путь профессиональной и личностной деградации, при внешне видимом благополучии и стабильности. Вообще у современных «солдат офисных прерий» настолько сбиты «настройки внутреннего компаса»: столько иллюзий, миражей, бесплодных надежд теснятся в их голове, что редкие мысли о совершенствовании своего мастерства и профессионализма, о своём предназначении и миссии, о возможностях и развития своего потенциала, о служении даже не наведываются в этот «теремок». Потому что при подходе к работе как к повинности, к рабству, к безвыходности и несвободе человеку не видать горизонтального и вертикального роста, уважения, уверенности, взлетов креативности и творчества. Ему становятся чужды такие понятия, как «инициатива», «самостоятельное решение», «творчество», «свободное самовыражение и самореализация».

Такому сотруднику нельзя просто дать задачу и установить срок ее выполнения. Нужно регулярно контролировать его действия, «стоять «над душой», давать указания по поводу каждого маленького шага на пути выполнения задания, наведываться на его рабочее место, чтобы он «поганец, этакий», в страхе сворачивал «Пасьянс» или «Сапер», выключал «вКонтакте» или «Facebook». А это миллион лишних действий и уйма абсолютно бездарно потраченного времени! А мысли не на тему успешного продвижения своей деятельности и взятия новых «высот» во сколько обходятся компаниям, кто-то считал?

Люди часто делают не то, что важно для них, а лишь рефлексируют в ответ на ситуации, которые им подкидывает окружающая действительность. Мы часто вовлекаемся в другие, несущественные процессы вместо акцента на главных сферах и событиях жизни. Мы жалуемся на пробки, бездействие коммунальных служб, нервозность босса, громких соседей, балованных детей и не спрашиваем себя: «А что я могу сделать здесь и сейчас для своего успеха и счастья?»

Наш фокус внимания обращен на внешние изменчивые факторы, а не внутрь себя. Мы часто прикладываем уйму усилий к реакции на мир, оставляя свой внутренний мир на «детской площадке, в песочнице». Многим и многим людям важно производить впечатление, а не быть счастливым в действительности; искать оправдания для себя и других, а не достигать реального результата и искать согласия с самим собой.

К сожалению, описанное выше, становится некой устойчивой тенденцией, однако я замечаю и другое – по мере того, как люди начинают пожинать плоды своей несознательности/неосознанности, действия и результаты, не опирающиеся на жизненные ценности, появляется и обратная тенденция. Всё больше людей видят необходимость заглянуть в глубь, своего сознания, сердца, души, осознать, что во многом они сами являются источником собственных проблем. И сделать выбор! Принять решение сделать то, что поможет им стать осознанными и приверженными себе и своей жизни, стать хозяином своей судьбы.

Мы способны управлять при условии, что понимаем принцип работы управляемых объектов и их роль в своей жизни. Если механика бизнеса для бизнесмена понятна, он может управлять ею так же легко, как ложкой во время обеда. Если сотрудник осознает суть и важность задачи, он не только лучше ее выполнит, но и, возможно, изобретет новые сверхэффективные методы достижения цели.

То есть все, что человек понимает и осознает, поддается управлению. И чем больше сфера осознания, тем, соответственно, больше сфера управления и тем больше рычагов влияния на окружающую действительность и самого себя есть у человека.

 Ответственность: обуза или ключ к свободе?

Следующая ступень пирамиды успешного управления – ответственность. Не удивительно, что в основе этого абстрактного термина – такое простои понятное слово, как «ответ». Ведь ответственный человек всегда готов отвечать за свои проекты и действия, объяснять причины именно такого результата.

Ответственность – это не обуза для человека сознательного, как принято считать, это не обременительный долг и не «повинность перед хозяином». Ответственность берут и несут и радостью, ее нельзя ни на кого «повесить», ее можно только принять самостоятельно.

Хуже всего, когда ответственность словно зависает в воздухе. Это случается, когда начальник дает ее подчиненному, а тот в силу своей неосознанности не способен принять ответственность, хоть и берется выполнять совершенно непонятную для себя задачу. В данной ситуации подчиненный лишь печется о своей зарплате и рабочем месте, боясь их потерять. А это, как сказано выше, всего лишь рефлексия на внешний фактор, а не самостоятельное решение. Поскольку нет фокусировки на себе, нет и радости от любой работы.

В этом контексте очень актуален один жизненный пример, который демонстрирует, как два главных врага управления – неосознанность и безответственность – калечат судьбу человека.

По телевидению часто показывают мелодрамы, в которых затронута тема отношений в семье. В одном из таких фильмов, который случайно получилось посмотреть, рассказывается о том, как юноша после 3 лет совместных встреч решил расстаться с девушкой. Он пришел к маме поделиться своими переживаниями. В фильме отчетливо показано, как мама тяжело дышит и угрюмо отмалчивается… Думаете, она опечалена? Нет, это отличный пример бытовой манипуляции. По всему виду женщины заметно, как она добивается своей цели.

Мама начинает склонять сына к своему решению и давить на жалость: «Ты меня в гроб загонишь», «Вы идеальная пара», «Ты должен на ней жениться». Молодой человек соглашается с мамой, чтобы уйти от конфликта: «Ладно, поговорим об этом потом». Он не хочет обидеть и девушку, поэтому подготовил хитроумный план – подарить ей в красивой коробочке страшную и уродливую игрушку. Таким образом, наивный юноша собирался «мягко подвести» к разговору о прекращении отношений.

Мама открывает коробочку и меняет игрушку на кольцо. Тут приходит девушка и парень со словами: «Нам нужно с тобой серьезно поговорить…» вручает коробочку. Конечно же, девушка улыбается, рассматривая подарок, а он, не видя, что произведена подмена, продолжает: «Я давно собирался тебе об этом сказать…» Не дожидаясь, пока молодой человек договорит, девушка бросается ему в объятья со словами: «Я согласна! Согласна!» Тут подходит мама и завершает эпизод радостными возгласами и расписывает свой сценарий их свадьбы.

Вот эти события – наглядная иллюстрация того, как люди неосознанны. Одни – манипулируют, другие – ведутся на эти манипуляции, чтобы в глазах других «не выглядеть глупо», чтобы не нарушать установившиеся отношения, даже если они не приносят пользы и счастья. Вот и в этом фильме парень хочет сделать по-своему, но при этом не расстраивать маму. А как он собирается «сказать» о своем намерении девушке? Использует коробочки с игрушками, какие-то метафоры, обходные пути, чтобы только не говорить правду в глаза… Он не управляет ситуацией и не желает брать ответственность за свои решения.

И в конце-концов именно это приводит его к еще более сложной ситуации. Будет ли счастлива семья, построенная на умелой манипуляции и расчёте, а только не на любви? Как долго будет существовать союз двух людей, где мужчина – глава семьи – отказывается управлять своей жизнью? Разве он способен нести ответственность не только за себя, но и за всю семью? Какими вырастут дети с таким отцом? Что самое интересное, по сюжету фильма, юноша все время был влюблен в совершенно другую девушку, но считал себя недостойным ее. И начинал отношения скорее от безысходности, а не из-за новой любви.

Как видим, герой фильма – это крайне неосознанный персонаж, который не отдает себе отчета о решениях, чувствах и намерениях. Он постоянно перекладывает ответственность – на маму, на девушку, на друзей и так далее. Он стал пешкой в этой игре. Две женщины, как истинные гроссмейстеры, просто разыграли его, использовав по своему усмотрению.

Корни человеческой неосознанности

Причина неосознанного поведения людей кроется в нашем детстве. Вспомните, какими фразами воспитывают детей: «Если ты не съешь, тебя заберет Бабай»; «Если ты не замолчишь, я перестану тебя любить», «Будешь прыгать и шуметь – соседи вызовут милицию»... То есть, если ребенок себя ведет строго определенным образом, то только в этом случае он достоин любви. Родители добиваются от детей того, что надо родителям, не посредством воспитания, а через манипуляцию. И в итоге вырастают взрослые люди, которые сами не знают, чего хотят. Они сами себя не любят, но желают быть любимы другими, быть почитаемы и признаваемы ими.

Фокус внимания таких людей вместо того, чтобы быть на собственных желаниях и мыслях, переносится во внешний мир. Такой индивидуум живет не в своё удовольствие и не для собственного развития, а постоянно стремится соответствовать чьим-то ожиданиям. Он стремится в глазах других людей казаться «умным», «хорошим», «добрым», «воспитанным». И ключевой момент здесь в том, что он хочет казаться, а не быть.

И в этом контексте мы можем назвать одну из главных причин неосознанности – когда человек переносит фокус внимания с себя на внешний мир. В таком случае он постоянно ищет ответ не на свои вопросы и вызовы, а на проблемы других людей. Сознание неосознанного человека всегда находится в состоянии поиска ответа, реакции. Его мысли и действия вторичны, продиктованы внешними обстоятельствами и действиями окружающих людей. Он думает в формате: «Как мне ответить / среагировать, чтобы выглядеть наилучшим образом?»

В чем же ценность осознанности? Прежде всего, благодаря осознанности человек может управлять собой, а, уже управляя собой, он способен управлять и другими. Именно поэтому многие современные топ-менеджеры месяцы в году ходят на тренинги, потому что управлять другими людьми способен только тот, кто управляет собой.

А управлять собой невозможно без осознания своих чувств, мыслей и действий. Можно вывести закономерность. Аксиома Первая: мы управляем только тем, что осознаем. Если Вы не пользуетесь этим правилом включается Аксиома Вторая: то, чего мы не осознаем, управляет нами. Это актуально и в бизнесе, и в Вашей жизни.

Возьмем как иллюстрацию жизнь монахов. Они молятся, чтобы в мире было больше добра, чтобы искоренилось зло. Они вроде бы ничего конкретного не предпринимают, но в то же время, благодаря осознанию своей природы и своей души, им удается искоренять зло из самих себя и наполняться добром. Очень точно сказал Махатма Ганди: «Будь тем изменением, которое ты хотел бы видеть в людях!» Аналогично говорил Серафим Саровский: «Изменись сам – и мир изменится». Несмотря на то, что это были религиозные деятели, их мудрость пребывает вне вероисповеданий и философских учений.

Современное искусство и наука коучинга аналогично утверждает, что работа с собственными чувствами, мыслями и действиями десятикратно меняет мир вокруг.

Основа развития бизнеса – в мудром управлении

Проследим механизм менеджмента в компании. Кого обычно назначают топ-менеджером? Того, кто является профессионалом своего дела и преуспел в нем. То есть того, кто научился управлять определенной сферой и ясно осознает особенности определенных процессов и явлений. Но, что самое интересное, чуть ли не сразу после назначения, новоиспеченные топ-менеджеры идут учиться. Зачем? Потому что выходят на новый уровень управления, где, кроме знакомого набора процессов и процедур, должны будут управлять людьми, делегировать им задания, следить за корректным исполнением поручений.

Дело в том, что интуитивно человек начинает управлять другими людьми так, как управляет собой, но не всем этот стиль подходит. Часто люди приходят в управление через волевую компоненту, через принуждение себя и ограничение себя, а не осознанность.

В этом случае часто имеет место авторитарный стиль руководства, желание указывать и контролировать, доминировать над другими. Человек, который привык заставлять себя делать то, что нужно, а не то, что хотелось, будет нарушать комфорт других и ожидать от них того же. Часто такой подход рождается из желания быть на кого-то похожим, из принуждения себя имитировать этот идеал, не заглядывая внутрь себя, не обращая внимания на свои цели и ценности, не задаваясь вопросами: действительно ли я этого хочу? чего я на самом деле хочу, желая быть на кого-то похожим? что большего мне это даст?

Стремясь быть на кого-нибудь похожим, человек обманывает сам себя. В действительности он хочет не стать таким же, а получить такой же жизненный результат, но не понимает, что к этому результату есть много путей и можно прийти к нему благодаря своему уникальному способу, благодаря своим оригинальным методам. Тут-то и подключается волевая компонента, которая заставляет подражать, вести себя определенным образом.

И все это человек делает не из-за своей мотивации и приверженности своим ценностям, а по принуждению, через «кровь и боль». Когда такому руководителю приходится управлять другими, в его сознании автоматически всплывает картинка того, какими они должны быть. Вместо того, чтобы открывать уникальный потенциал подчиненных, руководитель создает в своей сознании идеал, под который подгоняет других, заставляя их соответствовать установленным стандартам, нормам и правилам. Вместо взращивания талантов и осознанности своей команды, авторитарный топ-менеджер подавляет волю и эмоции, манипулирует, пугает выговорами и штрафами. Возникает кризис управления, когда попытки руководителя «воспитывать» подчиненных натыкаются на сопротивление и непонимание.

В этой ситуации осознанность и топ-менеджера, и его команды практически нулевая. Руководитель действует из-за страха потерять свой авторитет и контроль, из-за жестких убеждений в своей правоте, а подчиненные, боясь потерять работу, поддерживают это и стараются четко исполнять приказы, не понимая их и в них не вникая.

При осознании себя таких проблем не возникает, и управление происходит без жестких конфликтов или противоречий между руководителем и подчиненными. Руководитель не заставляет, а пробуждает интерес, мотивацию, желание развиваться, апеллирует к ценностям подчиненного, побуждает его к творчеству, самостоятельности, инициативности и ответственности. Здесь нет места манипуляциям и игре на чувствах страха, вины, долга.

Такой стиль управления не приведет компанию к управленческому кризису, а в полной мере раскроет потенциал каждого работающего в ней человека. Именно к этому следует стремиться современным руководителям.

Автор: Ястреб Анжела
Компания: WPG, академия коучингового мастерства (все статьи компании)

Комментарии

Светлана | 14.03.2017, 14:54
Спасибо, Ангел! Читаю твои статьи и чувствую, как все в моем сердце откликается. Так приятно, что именно у тебя я нашла смысл коучинга, как я его понимаю. Спасибо за то, что дала мне еше раз возможность к самоидентификации. Мои английские коучи(супервизоры в сфере социальной работы)называли себя специалистами по развитию
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Юлия Юдина о бизнес этикете, Бітрікс24
Чому школярі 9-11 класів обирають IT STEP University, Комп'ютерна Академія ШАГ (Львівська філія)
Як вивчати ІТ ще зі школи, щоб стати професіоналом, Комп'ютерна Академія ШАГ (Львівська філія)
Техника для работы с сексуальными убеждениями "Родительский багаж", Тренингово-образовательный центр Татьяны Павленко
Теорія брехні. Застосування на щодень, SPE, школа розвитку
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».