Адаптация к школе

Адаптация к школе

«Первоклассные» советы кировоградского психолога, или как помочь ребенку адаптироваться к школе

Знакомство ребенка со школой означает для него новый этап в жизни. К этому событию готовятся и дети, и их родители. Новые знакомства, новые знания, обязанности, режим, необходимость общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, – все это тревожит малыша. Но родители в силах помочь ему адаптироваться в школе, стать полноценным членом класса. «Первая городская» обратилась к  детскому  психологу  Центра психологии «Альта» Альбине Печеной с просьбой ответить на вопросы, которые больше всего волнуют родителей первоклассников.

Наверное, самый главный вопрос родителей: во сколько лет нужно отдавать ребенка в школу?

Вопрос очень индивидуальный, ведь готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса;

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание;

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера, а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Очень важно, чтобы ребенок хотел идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота. Обратите внимание на то, как ребенок пишет и рисует. Если мелкая моторика пальцев хорошо развита, можно прогнозировать, что школьная адаптация пройдет гладко.

Как правильно установить режим дня ребенка? Что делать, если первокласснику трудно раньше просыпаться?

Немаловажный аспект, который влияет на режим дня – это расстояние до школы и как будет добираться до нее ребенок. Конечно, чем младше ребенок, тем важнее для него, чтобы школа была рядом с домом. Оцените, удобно ли будет вам и ребенку пользоваться транспортом или же ходить пешком.

Режим  дня первоклассника очень важен, он дисциплинирует, помогает легче привыкать к новым условиям школьной жизни. Организуя режим дня ребенка, обратите внимание на его сон. К концу дошкольного периода у многих детей постепенно исчезает потребность в дневном сне, однако продолжительность ночного сна должна составлять не менее 10–12 часов в сутки.

Рекомендуется выделить время для занятий утренней гимнастикой, которая является необходимым звеном в физическом воспитании ребенка. Упражнения время от времени нужно менять, чтобы они не наскучили. Заинтересовать ребенка зарядкой можно, дав упражнениям образные названия: «Прыгай, как зайчик», «Ступай бесшумно, как лисичка»... Приступая к утренней зарядке, покажите и разъясните ребенку, как выполнять упражнения правильно. Убедившись, что он их освоил, предложите ему делать зарядку самостоятельно. Следите, чтобы упражнения выполнялись весело, энергично, с определенной затратой сил.

 На организацию рационального двигательного режима следует обращать особое внимание, двигательная активность жизненно необходима для организма ребенка и имеет большое значение не только для физического, но и для умственного развития. На прогулки и подвижные игры на воздухе в светлое время суток надо отводить не менее трех часов.

Если же ребенок плохо привыкает к режиму - помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу же после школы садиться за уроки. Мы же сами не хотели бы, чтобы после прихода с работы нас тут же вынуждали возвращаться к производственным проблемам. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Хорошей помощью шестилетнему организму будет привычка к дневному сну. Это поможет ребенку плавно перейти от режима детского сада к более жесткому школьному режиму. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

Как помочь ребенку влиться в класс, завязать дружбу?

Именно родители и классный руководитель смогут помочь ребенку хорошими   советами и собственным положительным примером.

Чтобы быстро и легко вписаться в коллектив, вашему ребенку нужно вести себя как можно более дружелюбно. Рекомендуйте ему самому первому познакомиться с кем-то из одноклассников. Поводом для знакомства может стать «непонятное» домашнее задание или какой-то актуальный вопрос. Например: «Во сколько начинается урок?»
Для того чтобы привлечь к себе детей, нужно быть добрым и веселым. Рассказать смешной анекдот, своевременно улыбнуться новым друзьям. Не нужно быть скованным и зажатым, это воспринимается как слабость и может настроить одноклассников по отношению к новичку крайне недоброжелательно.

Не следует пытаться понравиться сразу всем – ничего хорошего из этого не выйдет, так как подхалимов мало кто любит. Также мало кто любит всезнаек. Это не значит, что нужно стать отъявленным троечником, но от чрезмерной демонстрации своих знаний на уроке лучше пока воздержаться.

На начальном этапе, когда ребенок только начинает привыкать к новой школе, уделите ему больше времени. Интересуйтесь успехами, расспросите об одноклассниках и учителях. Кто ему нравится, кто не нравится, с кем он успел подружиться. Не обижают ли его одноклассники, как складываются отношения с учителями? Какие уроки нравится посещать больше всего? В период адаптации дети особенно ранимы, и проявление вашего интереса поможет ему легче пережить волнение и стресс, которые неизбежно возникают у ребенка в этом случае.

Хороший способ больше узнать о новом классе своего ребенка – познакомиться с ними лично. В канун какого-нибудь праздника, или просто в выходные, попросите подростка пригласить своих одноклассников в гости. Приготовьте вкусный ужин, придумайте интересные развлечения.

Чуть позже можно пригласить детей на природу, организовать совместный с родителями выезд, устраивать дни именинников. Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников. Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее. Просто верьте в его силы – у вашего ребенка все непременно получится!

Как объяснить первокласснику, что такое оценки и развить к ним правильное отношение?

Попадая в новую среду, где начинают оценивать не только родители, первокласснику потребуется некоторое время, чтобы акклиматизироваться. На первых этапах при выполнении работ педагоги не оценивают детей оценками, а смайликами, наклейками, «мордочками». Качество в этом случае дети поймут по выражению лица, нарисованного в тетрадке: чем больше улыбка - тем лучше.

Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка. Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными!

Как заставить ребенка сидеть на уроках, умерить активность?

Заставлять ребенка сидеть на уроках родителям не стоит, этому уделят время и внимание педагоги. А умерять активность нет смысла, нужно просто перенаправлять её в нужное русло!

Как помочь ребенку преодолеть трудности в школе?

Очень важно родителям дать ребенку эмоциональную поддержку. Ни в коем случае никогда не следует сравнивать его посредственные результаты с эталоном (требованием школьной программы), с достижениями других, более успешных учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми (вспомните своё детство).

Сравнивать ребёнка можно только с ним  самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Успех оценивайте искренне и без иронии. Найдите такой вид деятельности, где он будет успешен (спорт, рисование,  конструирование, домашние дела),  ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному. Родители должны терпеливо ждать  успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Показывайте ребёнку, что его любят не за хорошую учёбу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что-то, а вопреки всему.

Какие самые распространенные ошибки родителей первоклассников?

Прежде всего, хочу отметить, что ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Неосознано бывает, что родители от большой любви допускают ошибки:

  • сравнение вслух с другими детьми;

Как исправить: воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Если разговор о том, что «Сережа из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

  • шантаж;

Как исправить: навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная.

  • наличие свидетелей.

Как исправить: если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что во всем должна быть мера.

Самое главное: выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

Много ли к Вам обращается кировоградцев с проблемами адаптации первоклассников? Какие советы Вы им даете (если можно, несколько историй для примера).

Довольно таки часто обращаются кировоградцы с темой «первый класс». И это и готовность к 1-му классу, и нарушение адаптации, несовместимость с классом/учителем, и переход в другой класс/школу, и восстановление дружеских отношений в коллективе и прочие.  

Главное вовремя отдать ребенка в школу, выбрать совместимого первого учителя и не забывать верить в своего ребенка!  И чаще говорить, что вы его любите и у него все получится!

Альбина Сергеевна, спасибо Вам за советы. Надеюсь, они помогут маленьким первоклассникам и их родителям вместе пройти столь волнующий этап поступления в школу без особых трудностей.

Вита Никоненко, "Первая городская газета" (Кировоград), № 32 (8 августа 2012)


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект