Говорите так, чтобы люди Вас слышали

Говорите так, чтобы люди Вас слышали

Каждый из нас может оказаться в ситуации, когда кажется, что Вас совершенно не слышат.

Вот Вы говорите, передаёте информацию, а Вас не слышат! А порой кажется, что собеседники разговаривают на разных языках и поэтому никак не могут прийти к согласию, хотя на самом деле реального языкового барьера нет. 
В таком общении нет смысла. Зачем же общаться, если Ваш собеседник всё равно не воспринимает информацию. И вот, чтобы такого не происходило, необходимо знать правила эффективного общения.

При общении каждый человек преследует какую-либо цель, даже если сам этого не осознает (удовольствие от процесса общения также может быть целью). Но конечной целью всегда остается передача информации, и эффективность общения определяется именно тем, была ли информация передана собеседнику и воспринята им в полном объеме и без искажений.

Существуют определенные правила эффективной коммуникации, которые помогут сделать процесс общения продуктивным и приятным для собеседников. Глобально все они сводятся к одному: важно помнить, что в процессе общения нужно концентрироваться не на самом себе, а на своем собеседнике. Естественно, чтобы это правило работало, нужно, чтобы ему следовали все участники общения, а не кто-то один.

У многих людей общение ассоциируется в первую очередь с говорением. Однако чтобы коммуникация была эффективной, не менее (пожалуй, даже более) важно слушать и слышать собеседника. Поэтому давайте начнем с правил слушания.

1. Предоставьте собеседнику возможность высказаться, не перебивайте его и не пытайтесь самостоятельно закончить его фразы, особенно если не уверены, что вы с ним, как говорится, «на одной волне». Если задаете вопрос, обязательно выслушайте ответ.

2. Освойте и используйте приемы активного слушания. Вкратце активное слушание можно описать как слушание «всем телом». Человек, действительно заинтересованный словами собеседника, поворачивается к нему всем корпусом (или хотя бы лицом) и поддерживает зрительный контакт. Если собеседник говорит долго, не забывайте время от времени жестами, мимикой и словами давать ему понять, что вы все еще слушаете его.

К приемам активного слушания также относят «отзеркаливание»: повторение позы, жестов, некоторых фраз собеседника. На подсознательном уровне людям нравится, когда собеседник им подражает. Но применять этот прием нужно очень-очень осторожно: если собеседник заметит, что вы открыто «обезьянничаете», он может воспринять это как попытку манипуляции, а то и как издевку.

3. Когда собеседник закончил говорить, не помешает вкратце подытожить услышанное, чтобы убедиться, что вы правильно его поняли. Вообще желательно контролировать правильность передачи информации на каждом этапе общения, чтобы в конце беседы не выяснилось, что вы неправильно поняли друг друга в самом начале, и из-за этого все пошло насмарку.

Разумеется, для того чтобы общение было эффективным, важно не только правильно слушать собеседника, но и правильно доносить до него свои мысли. Старайтесь следовать правилу «Краткость — сестра таланта». Это не означает, что вы должны отделываться односложными фразами. Просто говорите по сути, стараясь избегать сложных конструкций и не давая основной мысли затеряться во второстепенных. Также следует избегать слов-паразитов.

Говорите спокойно и не повышайте голос, даже если вас захлестывают эмоции. Некоторые люди, увлекшись беседой, начинают разговаривать на повышенных тонах. Существует риск, что собеседник воспримет повышение голоса на свой счет, хотя на самом деле это просто проявление эмоциональности, ни на кого конкретно не направленное. Поэтому старайтесь быть спокойнее и держать свои эмоции под контролем.

Но самый главный залог эффективного общения — это уважение к собеседнику. Пока вы воспринимаете его как своего антагониста, вы никогда не добьетесь цели общения. Даже если вы в чем-то не согласны, важно попытаться понять его точку зрения и максимально корректно изложить свою. В подавляющем большинстве случаев только бесконфликтное общение может в конечном итоге оказаться эффективным.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток