Защита торговых марок в КНР

Защита торговых марок в КНР

Проблема защиты прав интеллектуальной собственности в Китае насчитывает уже более ста лет.

Первое упоминание торговой марки в современном понимании этого термина в Китае относится к 1902 г., когда был между Цинской Империей и Британской Империей был заключен «Обновленный договор о торговле и навигации» (известный по имени английского представителя как «Договор Маккея»). В соответствии с данным договором стороны обязались «осуществлять взаимную защиту торговых марок». При этом сложно сказать, насколько мог выполняться данный договор Китае, поскольку самого понятия торговой марки в китайском законодательстве на тот момент не было.

Понятие торговой марки shangbiao появилось на два года позже, в «Уставе регистрации торговых марок (для пробного использования)», составленном в 1904 г. Генеральным инспектором Императорской китайской морской таможни Великой Цин Робертом Хартом для цинского правительства. Данный документ впервые устанавливал в Китае санкции за нарушение прав на зарегистрированные торговые марки в виде штрафа и тюремного заключения. Однако применение положений данного нормативно-правового акта в условиях Китая того времени было крайне затруднено или практически невыполнимо.

В дальнейшем в КНР неоднократно принимались законы, устанавливающие защиты торговых марок, однако современная система защиты прав интеллектуальной собственности в КНР складывается с начала 80-х годов. После открытия экономики для частной предпринимательской деятельности и зарубежного капитала защита прав интеллектуальной собственности стала необходимой, в результате чего в КНР были приняты соответствующие законы, в частности, Закон КНР «О торговых марках» (1982 г.). В настоящее время действует Закон КНР «О торговых марках» 1982 г. с изменениями 1993 г. (вводили понятия знаков обслуживания) и 2001 г. (включали положения для приведения законодательства в соответствие с требованиями вступления ВТО). Другим нормативно-правовым актом, представляющим важное значение в защите исключительных прав на торговые марки, являются Нормы и правила «О таможенной защите прав интеллектуальной собственности» от 26.11.2003.

Несмотря на часто звучащие упреки из-за рубежа, в КНР в настоящее время создана система защиты зарегистрированных торговых марок, которая позволяет быстро и эффективно вести борьбу с производством контрафактной продукции на территории страны. Двумя основными составляющими данной системы является защита прав интеллектуальной собственности при экспорте продукции и использование системы управлений Промышленно-торговой администрации.

Защита прав интеллектуальной собственности при экспорте осуществляется в соответствии с Нормами и правилами «О таможенной защите прав интеллектуальной собственности». В соответствии с ст. 12 данных Норм и правил правообладатель вправе обратиться в таможенные органы с заявлением о задержании экспорта или импорта продукции, которая может являться контрафактной и нарушать права данного правообладателя. После задержания данных товаров проводится установление наличия или отсутствия нарушения прав интеллектуальной собственности; в случае признания продукции контрафактной данная продукция должна быть конфискована таможенными органами; при наличии состава преступления материалы дела передаются в органы общественной безопасности.

Кроме того, в случае если таможенные органы самостоятельно обнаружат потенциальное нарушение прав интеллектуальной собственности при экспорте и импорте, они должны незамедлительно уведомить правообладателя. Для того, чтобы таможенные органы могли самостоятельно отслеживать факты нарушения прав интеллектуальной собственности, в КНР существует порядок регистрации указываемых прав на таможне с целью предотвращения экспорта контрафактной продукции. Предоставив необходимые документы, правообладатель может получить возможность защиты своих прав таможней на срок до 10 лет.

В пределах КНР отслеживание или борьбу с контрафактной продукцией осуществляют органы Промышленно-торговой администрации. В случае если правообладателю или заинтересованному лицу стало известно о нарушении своих прав в отношении торговой марки, то он вправе проинформировать или подать жалобу в управление Промышленно-торговой администрации не ниже уездного уровня по месту нарушения прав.

Дополнительным плюсом Промышленно-торговой администрации является широкое распространение сети управлений данной структуры на местах, включающей управления, подразделения, рабочие станции и передвижные рабочие станции, которые осуществляют проверку фактов нарушения прав интеллектуальной собственности на местах и контролируют выполнение принятых управлением решений.

Например, на территории г. Пекин существуют около 700 фиксированных рабочих станций, 300 сетевых групп и 58 передвижных рабочих станций Промышленно-торговой администрации, которые действуют во всех районах Пекина, включая отдаленные горные территории и рекреационные зоны.

Особенностями разбирательства посредством управления Промышленно-торговой администрации является скорость проведения и простота процедуры. В случае наличия факта нарушения прав интеллектуальной собственности, управление обязано вынести предписание о прекращении нарушения прав, конфисковать и уничтожить контрафактную продукцию, а также наложить административное взыскание на нарушителя при наличии состава преступления материалы дела передаются в органы общественной безопасности. Однако органы Промышленно-торговой администрации могут установить сумму компенсации, подлежащей к взысканию с нарушителя в пользу правообладателя, только в порядке согласования между сторонами, поэтому для получения компенсации необходимо обратиться в народный суд.

В целом, проведение разбирательства посредством управления Промышленно-торговой администрации наиболее эффективно для скорейшего предотвращения или ликвидации угрозы дальнейшего распространения контрафактной продукции, а проведение судебного разбирательства – для получения достаточной суммы компенсации в случае нанесения уже значительного ущерба правам интеллектуальной собственности. В сочетании с защитой прав интеллектуальной собственности при экспорте и импорте продукции и постоянном мониторинге они позволяют практически полностью ликвидировать угрозу производства и распространения контрафактной продукции внутри КНР и за ее пределами.

Подробный порядок защиты прав на торговые марки описан в главе VII Защита исключительных прав на торговые марки Закона КНР «О торговых марках».

Поэтому для иностранного правообладателя главной проблемой является вовсе не отсутствие в Китае возможности для защиты прав в отношении торговой марки, а скорее недобросовестная регистрация торговой марки китайским контрагентом. Поскольку в соответствии с китайским законодательством торговая марка, зарегистрированная китайским контрагентом , будет считаться законно зарегистрированной, он сможет легко саботировать производство продукции, на которую распространяется защита данной торговой марки, при помощи все тех же защитных мер, описанных выше.

Также как и в Украине, в Китае приоритетом на регистрацию той или иной торговой марки пользуется лицо, первым подавшее заявку на регистрацию данной торговой марки. Исключение составляют только случаи, когда данная торговая марка является общеизвестной и на нее распространяется защита в соответствии с положениями Парижской конвенции по охране Промышленной собственности. При этом на признание торговой марки общеизвестной не влияет степень ее известности за пределами КНР, поскольку, по мнению Верховного Народного суда КНР под общеизвестной торговой маркой понимается торговая марка, известная соответствующей части общественности на территории КНР (ст. 1 Разъяснения Верховного Народного суда КНР «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении гражданских споров касательно защиты общеизвестных торговых марок» №3[2009] от 22.04.2009.

Поэтому можно сказать, что лучшим способом защиты прав интеллектуальной собственности в КНР является регистрация торговой марки в Китае. Отсутствие регистрации может создать более серьезные проблемы.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Виробництво, промисловiсть Логістика, митниця, ЗЕД Продажі, кол центр, робота з клієнтами