Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Практический смысл знать основы эффективного управления запасами предприятия (часть 2)

Практический смысл знать основы эффективного управления запасами предприятия (часть 2)

В этой статье бизнес-консультант Игорь Чугунов, директор компании «Бизнес-консалтинг Игоря Чугунова» (Киев, www.consulting-chii.com.ua) отвечает на вопросы, связанные с эффективным управлением запасами предприятия.

Часть 2.

Какова роль эффективного управления запасами для логистики предприятия?

Это вопрос о том, что первично, а что вторично в логистике предприятия. Или, другими словами, где должна быть лошадь: впереди телеги или сзади нее.

Логистическая функция «Управление запасами» является «лошадью» по отношению ко всем другим  логистическим функциям предприятия, которые являются «телегой». Роль эффективного управления запасами для логистики предприятия является задающей или ведущей: сначала должно быть принято (спроектировано) решение об эффективном управлении запасами, а затем это решение должно быть «пересчитано» в содержание других логистических функций предприятия, в том числе  «Управление складированием» и «Управление транспортировкой грузов во входной и выходной логистике предприятия».

Действительно, давайте задумаемся, что хранится на складе. Запасы! Следовательно, склад предназначен для запасов, а не запасы создаются в том или ином размере в зависимости от того или иного размера имеющегося склада. Поэтому сначала функция «Управление запасами» должна рассчитать максимальный рентабельный уровень запаса по каждой SKU, который может возникать при пополнении запаса по SKU в спроектированной оптимальной и эффективной системе управления запасами, а затем проектировщик склада обязан пересчитать максимальный рентабельный уровень запаса по каждой SKU с учетом массо-габаритных показателей ее единицы запаса  в требуемые размеры рабочих зон склада. При этом эти расчеты должны быть выполнены для перспективы не менее 5 лет с учетом прогноза спроса на продукцию предприятия или прогноза производственного потребления материальных ресурсов.

Если спроектировать и построить или арендовать склад не на основании решения по эффективному управлению запасами, то такой склад с высокой вероятностью будет либо излишне большим, либо  маленьким. В первом случае затраты на хранение запасов окажутся чрезмерными и необоснованными, а во втором случае склад не сможет выполнять свои функции в отношении той части запасов, которые не поместятся в склад. В итоге пострадает размер чистой прибыли предприятия за счет его уменьшения.

Теперь о транспортировке грузов во входной и выходной логистике предприятия. Что перевозят грузовики от поставщиков на склад входной логистики предприятия. Запасы! Следовательно, если отдел закупок заказывает запасы у поставщика в рентабельном (прибыльном) размере по каждой SKU, то грузовики перевозят запасы в рентабельном размере по каждой SKU. Значит, не запас для существующего у предприятия (заказанного) грузовика  с целью максимального использования его грузоподъемности или грузовместимости, что обычно приводит к завышенному уровню запасов и чрезмерным по размерам грузовикам и складам, а грузоподъемность и грузовместимость грузовика должны соответствовать весу и объему рентабельных по размеру заказам по SKU.

В выходной логистике предприятия грузовики перевозят запасы со склада готовой продукции, который выполняет роль центрального распределительного склада, на распределительно-подсортировочные региональныесклады этого же предприятия. Региональный склад должен выдавать заказы на пополнение запасов по SKU в рентабельном размере, что приведет к тому, что возникнет обоснованная возможность оптимизировать грузоподъемность и грузовместимость грузовиков по критерию оптимального увеличения чистой прибыли предприятия, так как в основе этой оптимизации будет лежать эффективное управление запасами.

С логистической деятельностью предприятия по управлению запасами, их хранению и транспортировке связано примерно 80% и более совокупных логистических затрат предприятия. Поэтому эффективное управление запасами обеспечивает как удовлетворение потребностей потребителей в требуемом уровне обслуживания потребителей из запаса, так и значимое оптимальное уменьшение совокупных логистических затрат.

Как понимают проблемы предприятия, связанные с управлением запасами, логистические менеджеры и специалисты предприятий?

Если под логистическими менеджерами и специалистами предприятий понимать тех, кто проходил обучение эффективному управлению запасами в компании «Бизнес-консалтинг Игоря Чугунова», то следует сказать о том, что все они не владели знаниями об эффективном управлении запасами в полном объеме. Некоторые отдельные аспекты небольшой части были известны, но полной системой знаний не владел никто. Степень новизны знаний по эффективному управлению запасами для них, по их же оценкам, составляла в среднем не более 50%. С точки зрения обучения – это нормально, так как обучение должно сообщать обучаемым новые необходимые знания. Какой толк в том, чтобы учить тому, что и так все знают? До обучения все имели практический опыт управления запасами. Это означает, что они умели управлять запасами, но не умели и незнали как делать это эффективно.

Обычно в начале каждого обучающего мероприятия по эффективному управлению запасами я говорю о том, что «область знаний и навыков, связанных с логистическим управлением запасами, можно разделить на управление запасами и эффективное управление запасами. В первой области у вас знания и соответствущие им навыки есть, благодаря опыту. Например, вы знаете, что бывают неликвидные запасы, знаете, что запасы можно характеризовать оборачиваемостью запасов, что нужных запасов не хватает, а ненужные часто лежат на складе. Но эти знания – это результаты наблюдения и запоминания  вами симптомов неэффективного управления запасами. Эффективное управление запасами материальных ресурсов невозникает в результате закупки запасов в таком большом количестве, чтобы производство было счастливо от того, что чтобы оно не заказало – все найдется на складе материальных ресурсов в требуемом количестве и всегда, потому что там максимизированы запасы. Эффективное управление запасами готовой продукции не возникает в результате того, что производство производит готовую продукцию тогда и в таком большом количестве как это ему экономически выгодно или удобно: за неделю или две производит по всем SKU готовую продукцию в размере месячного спроса, а затем готовится к производству готовой продукции для следующего месяца. В этих двух ситуациях вы и не вспоминали о том, что высшей экономической целью предприятия является чистая прибыль, а не обеспечение производства материальными ресурсами любой ценой, или выполнение плана производства любой ценой. Эффективное управление запасами начинается с того момента, когда критерием оптимизации этой деятельности становится оптимальное увеличение чистой прибыли предприятия, что влечет за собой значительные изменения в мышлении и  той деятельности, которая до это оценивалась как разумная».

Поэтому на момент начала обучения эффективному управлению запасами обучаемые воспринимают проблемы управления запасами предприятия лишь на уровне наблюдаемых ими следствий, которые как постоянная головная боль напоминают о себе. О проблемах предприятия, связанныхс управлением запасами, они во входных анкетах пишут так:

  • (1) проблема: ярко выраженные сезонные колебания спроса потребителей, короткий срок реализации товаров (предприятие рынка модной обуви);
  • (2) проблема: оптимизация складских запасов;
  • (3) проблема: отсутствует единая стратегия управления запасами, нет понимания закупщиками реальных потребностей в запасах и сроках их поставки;
  • (4) проблема: отсутствие стратегии пополнения региональных складов и как следствие перезапас на них;
  • (5) проблема: закупщики не в полной мере понимают свое влияние на показатели управления запасами;
  • (6) проблема: нам надо ускорить оборачиваемость склада с 12 раз до 9, так как это требует финансовый директор;
  • (7) проблема: отсутствие ожидаемого уровня реализации некоторых SKU и перенасыщение склада их запасами.

Вообщем, что видят, о том и пишут (говорят). Не припомню случая, чтобы кто-либо из обучаемых говорил, что проблема в управлении запасами связана с тем, что вклад управления запасами в чистую прибыль предприятия является недостаточным.

Между понимаем проблемы и наблюдением ее заметных симптомов есть большая разница. Логистические менеджеры и специалисты очень многих предприятий проблемы, связанные с управлением запасами, глубоко не понимают, но наблюдают их симптомы-следствия. Это связано как с  качеством имеющихся знаний, так и с неправильно организованной их внешней мотивацией. Внутрення же мотивация  к устранению этих симптомов-следствий очень часто не связана с необходимостью или желанием увеличить чистую прибыль предприятия.

Приведу несколько примеров  из своей практики обучения и управленческого консультирования по эффективному управлению запасами. На обучающем мероприятии по теме основ эффективного управления запасами обучение проходила женщина, которая тогда работала на крупном промышленном предприятии начальником бюро ГСМ отдела снабжения. О своей наиболее важной проблеме, связанной с управлением запасами, которая привела ее на обучение, она сказала так: «На складе ГСМ должны поддерживаться увеличенные запасы во избежание сбоев производства из-за проблем с большим временем закупки ГСМ, вызванным необходимостью получения разрешения на каждую закупку от тендерного отдела управляющей компании». Анализ этой формулировки (как человек думает) однозначно показывает, что не понимается прямая связь между уровнем запасов и размером чистой прибыли предприятия. Логика другая: в закупки ГСМ вмешивается тендерный отдел, который должен исключить коррупционную составляющую в цене закупаемого ГСМ, которой может воспользоваться закупщик. Без разрешения тендерного отдела невозможна ни одна значимая по сумме закупка. Тендерный отдел может достаточно долго (неделя...несколько недель) проверять параметры запланированной сделки и это значительно увеличивает время выполнения поставщиком заказа на пополнение запаса. В свою очередь, это заставляет закупать ГСМ большими партиями, чтобы ГСМ хватило для производства до того момента, когда поступит очередная большая поставка. Если вдруг ГСМ не хватит для производства, то это грозит увольнением закупщика. Таким образом, в описанной логистической ситуации значимыми признаны следующие факторы: во-первых, бесперебойность производства, во-вторых, риск быть уволенным из-за нехватки ГСМ, в-третьих, большое время работы тендерного отдела. Необходимость или возможность увеличения чистой прибыли за счет оптимального уменьшения (ограничения) затрат на управление запасами вообще не рассматривается. Эта ситуация типична для концепции максимизации уровня запаса, что приводит в ситуации этого предприятия с значительным излишним затратам на управление запасами и уменьшению за счет этого чистой прибыли предприятия. Интересным в этой ситуации является также то, что оптовая цена, по которой закупается ГСМ, оказывается практически такой же  как розничная цена на АЗС в непосредственной близости от предприятия. В связи с этим  у обучаемых возникла интересная идея: заправку топливом производственной техники поручить этой АЗС, добившись от нее дополнительно скидки за большие розничные закупки, а также  значительно сократить затраты предприятия на хранение ГСМ, продав склад ГСМ предприятия.

Второй пример связан с торговым предприятием-импортером детских игрушек. Директор по закупкам говорил о проблемах в управлении запасами товаров так: «Надоело постоянно очень быстро закупать то, что вдруг запросят менеджеры по продажам. То это им надо, то это, и очень часто внезапно. Отдел закупок – как горячий цех по исполнению пожеланий. Хочу научиться спокойно и по плану закупать. В любом случае быстро не получается, так как поставщики в Китае». По моим наблюдениям идея и техники увеличения чистой прибыли за счет эффективного управления запасами были прослушаны как нечто само собой разумеющееся, т.е. без интузиазма. Очевидно, что постоянный оклад явно способствует равнодушию в отношении чистой прибыли предприятия.

Третий пример связан с крупным промышленным предприятием рынка потребительских товаров и касается управления запасами материальных ресурсов. На этом предприятии наблюдается регулярное  перепланирование плана производства готовой продукции в процессе его выполнения, неожиданный ввод новых SKU готовой продукции и вывод устаревших. Это означает, что сначала отдел планирования производства разработал объемно-календарный график производства готовой продукции, затем в процессе его выполнения от отдела продаж приходят требования, учет которых в графике производства приводит к его перепланированию. В результате отдел материально-технического снабжения не всегда готов к тому, что производство запросит в ближайшую неделю. В итоге на склад материальных ресурсов загружаются запасы всех возможных материальных ресурсов «доверху». Производство в итоге счастливо: все, что ни попросишь – всегда есть. Несчастными оказываются акционеры предприятия, которые через высших руководителей требуют обеспечить бесперебойное производство, но ценой существенно меньших затрат на управление запасами материальных ресурсов, что соответствует большей чистой прибыли и большим дивидендам.

Продолжение следует.

Бизнес-консультант Чугунов Игорь Иванович,

Diploma MBA Mgmt. (Open University, Great Britain),

директор «Бизнес-консалтинга Игоря Чугунова», Киев,

www.consulting-chii.com.ua,

+38 067 327 34 60

Высококачественное обучение тому, что в-первую очередь необходимо в бизнесе для   оптимального увеличения чистой прибыли, положительного чистого денежного потока и    рыночной стоимости предприятия.

Автор: Чугунов Игорь Иванович
Компания: Бизнес-консалтинг Игоря Чугунова (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Техника для работы с сексуальными убеждениями "Родительский багаж", Тренингово-образовательный центр Татьяны Павленко
Теорія брехні. Застосування на щодень, SPE, школа розвитку
Як заохотити дітей і підлітків до співпраці без погроз і покарань, SPE, школа розвитку
Змінюється розмір тарифної ставки працівника 1-го розряду, Професійні видання
Схема "Оптимального успеха", часть 2, InsightIntegro
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».