Постановка целей

Ставить перед собой цели, как сиюминутные, так и долгосрочные – естественно для любого из нас. Отсутствие желаний и поиска путей их реализации чаще всего свидетельствует о тяжелом психоэмоциональном состоянии: депрессии и эмоциональном выгорании.

Но всегда ли мы следуем своим настоящим желаниям? Как часто наши цели оказываются привнесенными социальными установками, окружением, стандартными сценарными формами поведения? Всегда ли мы отдаем себе отчет в том, какую именно цель в данный момент преследуем? О важности целей для достижения успеха написано множество текстов, издаются книги, проводятся тренинги и пр. Однако, например, по статистике нашего рекрутингового агентства, только 30 % кандидатов, направляющих свое резюме, могут четко сформулировать цель поиска работы.

На уровне бизнес-процессов цель – одна из основ успешного ведения бизнеса. Именно правильная ее постановка лежит в основе краткосрочного и долгосрочного стратегического планирования, создания бизнес-планов, расчета бюджетов предприятий и пр. На всех уровнях стратегического планирования распространена точка зрения: «Правильно поставленная задача – 50% ее успешной реализации». И эта формула не раз подтвердила свою правильность на практике.

Таким образом, хочу акцентировать внимание на интересных и эффективных способах постановки цели, как личностной, так ив рамках интересов организации.

1. Прислушивайтесь к своим желаниям. Обосновывайте их
Для того чтобы более четко понимать, насколько ваша цель является искренней, необходимо приобрести привычку аргументировать (прежде всего, для самого себя) и защищать свои желания. То есть конкретика на начальном этапе постановки цели появляется именно тогда, когда вы непросто утверждаете «я этого хочу», но и отвечаете на вопрос «почему я хочу именно этого?». Возникающие у вас в процессе эмоции тоже важны и послужат дополнительным стимулом для достижения результата.

2. «Правильно» визуализируйте
После того как желания определены, самое время придать им визуальную форму. Но для того, чтобы визуализация действительно послужила достижению цели, не достаточно найти красивую картинку, повесить ее у себя над рабочим столом и жить в мечтах. Этого слишком мало – нужно действовать.

Допустим, вы хотите приобрести дорогой автомобиль. Находите фотографию в Интернет, распечатываете и размещаете на видном месте. Если вы действительно хотите превратить желаемое в действительное, – подыщите автодилера, торгующего такими автомобилями, узнайте, сколько машина стоит и в какой комплектации, подсчитайте, во сколько обойдется ее обслуживание. Зайдите в салон, посидите в автомобиле, подумайте, комфортно ли вам в нем. Представьте, куда и с кем вы сможете ездить. Продумайте маршруты. Это будет по-настоящему действенной визуализацией. Если полученная информация найдет отклик в вашем сердце, вы забудете о лени и сомнениях!

3. Ставьте перед собой сразу несколько целей
Старайтесь совмещать выполнение целей, кажущихся на первый взгляд не совсем схожими. Ведь очень часто случается, что решение промежуточной задачи приводит к достижению основной, в то время как одиночные цели кажутся слишком сложным в достижении и правильность их постановки вызывает сомнения.

Так, представим себе, что девушка хочет удачно выйти замуж. Но считает, что для этого ей обязательно надо похудеть, стать блондинкой, улучшить цвет лица и пр. Но сомнения в собственной привлекательности и том, что внешность удастся изменить, часто отнимают очень много сил и времени. С чего начать? Имеет ли это смысл или лучше оставить все как есть? Если смотреть на вопрос объёмно, то есть резон начать реализовывать цели параллельно. Так, регулярные походы в спортклуб помогут подкорректировать фигуру, улучшат здоровье, позволят познакомиться с новыми мужчинами и т. д.

То есть чем больше сфер жизни вы будете учитывать при первых шагах на пути достижения цели, тем больше вы будете мотивированы и тем быстрее достигните результата.

Все эти правила актуальны и при решении бизнес-задач. Так, например, визуализация какого-либо коммерческого результата в виде составления пошагового плана работы, построения графиков и промежуточных расчетов, вычисления возможного финансового результата и т. д., всегда в большей степени мотивирует и способствует достижению цели. Также важным является то, чтобы цели различных подразделений гармонично пересекались и дополняли друг друга, а не вступали в противоречия.

Все мы знакомы с классической и проверенной временем SMART-методикой постановки целей по пяти критериям: Specific– конкретная; Measurable –измеримая; Achievable – достижимая; Realistic – реалистичная; Timed – определенная по времени. И этот метод действительно работает! Но сейчас не об этом. Так как хотелось бы поговорить о современных практических способах постановки целей перед командой (не забывая в то же время о том, что цель все-таки должна быть SMART).

Например, представим себе следующую рабочую ситуацию: компания давно на рынке, чувствует себя уверенно, но финансовые показатели снижаются. Также внутри различных подразделений наблюдается некоторое недопонимание того, что происходит в других отделах и в организации в целом. Вроде бы долгосрочная цель поставлена верно, разработан бизнес-план, просчитаны шаги развития, но она уже не является мотивирующей. Непонимание, куда движется компания, каких показателей и каким образом она должна достигнуть, может вызывать споры в среде топ-менеджмента, а также апатию и даже противодействие рядовых сотрудников.

В данном случае можно порекомендовать такой метод работы с целями, как стратегическая сессия. Это действенный инструмент как разработки новой, так и коррекции уже существующей стратегии организации. Формат стратегической сессии подразумевает работу с управленческой командой компании над решением практических бизнес-задач и активную включенность в процесс всех участников, мозговые штурмы, принятие согласованных решений и пр. Предполагается, что участники хорошо знают все, что происходит в компании, изнутри и могут обнаружить проблемы, которые мешают достижению целей, а также предложить пути их решения.

Продолжительность стратегической сессии может быть различной, но, как правило, составляет два-три дня. Причем бывают ситуации, кода люди непрерывно все это время находятся на рабочем месте, т. е. не расходятся до тех пор, пока не будет найден выход из сложившейся ситуации.

Руководит рабочей сессией, как правило, либо бизнес-консультант, либо HR-специалист. В его задачу входит провести все в соответствии с четким сценарием. Он же назначает роли участников: инициатор, докладчик, оппонент, эксперты. Также ведущий следит, чтобы участники не отклонялись от темы, не пытались «замолчать» проблемы и концу стратегической сессии пришли к необходимому результату.

Начинается стратегическая сессия, как правило, с описания текущей ситуации и поиска ключевой проблемы компании. Формулируется ответ на вопрос: «Что надо менять?». Главное, чтобы все участники были максимально искренни друг с другом. Не должно быть никаких компромиссов, т. к. компания не может развиваться в условиях внутреннего конфликта и противостояния. Результат этого отрезка сессии – логическая диаграмма «Грозовая туча проблем».

На следующем этапе необходимо найти общее решение, которое устроило бы всех. В этот период времени участники вместе отвечают на вопрос: «На что поменять?». Строится «Дерево будущей реальности», которое представляет собой последовательность причинно-следственных связей, связывающих способы выхода из ситуации с желаемыми результатами. Дерево создают перед тем, как вносить изменения в систему управления. Оно должно убедить всех, что предлагаемые методы эффективны и не вызовут новых нежелательных явлений.

Третий, заключительный этап, предназначен для того, чтобы ответить на третий вопрос: «Как внедрить изменения?». На данном этапе строится т. н. Дерево перехода. Оно содержит решения и шаги по минимизации негативных явлений. На его основе создается план изменений с перечнем мероприятий, которые необходимо провести. Тут же определены зоны ответственности каждого сотрудника.

После завершения стратегической сессии компания не только четко определяется с целями, но и получает стратегический план действий. Остается только разработать тактический план – и действовать!

Автор: Наталья Макеева для «Управление персоналом» - Украина, №11 (230)


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток