Для чего нужны тренинги

Для чего нужны тренинги

Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кад­ровой политики многих предприя­тий.

Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кад­ровой политики многих предприя­тий. Однако, несмотря на то. что к услугам тренеров сегодня прибе­гает все большее количество ком­паний, это не всегда сопровожда­ется информированием широкой общественности о пользе и реаль­ных возможностях краткосрочного обучения.

Что такое тренинг

Тренинг - это процесс освое­ния техник, направленных на по­строение эффективной професси­ональной деятельности. Его основ­ной задачей является научение бизнес-технологиям, необходимым для конкурентной борьбы на рын­ке. С другой стороны, тренинг можно определить как интенсив­ную форму обучения, сочетающую теоретические лекции и практи­ческую отработку навыков за ко­роткий промежуток времени (1-2 дня). При этом полученные навыки являются достаточно устойчивыми и эффективными, а их использова­ние в дальнейшем обеспечивает результаты, на которые они были рассчитаны.

Кто такой тренер

Очень важная роль в процессе обучения отводится тренеру-кон­сультанту. От его личности, как считают эксперты, на 90% зависит успех всего мероприятия. Однако отсутствие однозначных критери­ев оценки профессионализма тре­неров способствует появлению большого количества шарлатанов, людей, "продающих воздух". По­требность в профессионалах уве­личивается с каждым годом. Рост спроса на тренинговые услуги про­порционален росту предубежде­ний и стереотипов. Кто же такой тренер?

Тренер - это совершенно само­стоятельная профессия. Этот спе­циалист не является ни продавцом, ни управляющим, ни маркетологом. Это фасилитатор [от англ., to fascilitate -- опосредовать какой-либо процесс], который с помощью спе­циальных методов и подходов опе­ративно (в течение одного-пяти дней) и эффективно обучает про­давцов - продавать, руководите­лей - управлять, секретарей - ко­ординировать работу офиса, груп­пу управляющих - согласованно планировать стратегию дальней­шего развития компании.

К методам, которые использует в своей практике тренер, относятся умело и грамотно спланированные и согласованные между собой дело­вые и ролевые игры, специальные упражнения, групповые дискуссии, "мозговой штурм", психогимнастика и др. Тренер успешно планирует систему обучения в любой органи­зации не только благодаря опыту работы в этой сфере, но и основы­ваясь на системном понимании биз­нес-процессов в целом, умении опе­ративно анализировать специфику обсуждаемой сферы бизнеса и со­бирать всю информацию, необходи­мую для разработки курса обуче­ния. Профессиональный тренер должен уметь создавать на занятии атмосферу доброжелательности, оптимизма и взаимной симпатии между участниками. После прохож­дения профессиональных тренингов слушатели обретают новые силы, воодушевление, интерес к опреде­ленной деятельности, заряд энергии на всю рабочую неделю.

Какие тренинги наиболее востребованы сегодня

"Мода" на тренинги в Украине прошла, уступив место трезвому расчету. Сегодня клиенту нужен не универсальный пакет инстру­ментов, а индивидуальный подход, максимально учитывающий спе­цифику его бизнеса. Эффектив­ность тренинга и всей программы обучения напрямую зависит от степени их проработанности для конкретного слушателя. Все уси­лия специалистов тренинговых компаний направлены на резуль­тат, который клиент получает по окончании обучения, а не на сбыт "продукции" -- тренингов и семи­наров. При создании программы тренинга учитываются специфика деятельности предприятия и сос­тав участников, особенно если обучение ориентировано на руко­водителей высшего звена. На этом уровне ошибки непозволи­тельны, а значит, процесс обуче­ния должен тщательно планиро­ваться совместно с заказчиком.

Эксклюзивный тренинг стоит дороже стандартного, так как на его подготовку уходит больше времени -- разработка ведется в несколько этапов. Клиент, как правило, готов к таким затратам, поскольку понимает, что таким об­разом он повысит эффективность обучающего процесса.

Специалисты выделяют три ви­да тренингов

Коммуникативные тренинги на­правлены на развитие индивидуаль­ных деловых качеств, а именно: уме­ний вести переговоры, управлять конфликтом, планировать собствен­ное время, правильно расставлять приоритеты и т. д.

Тренинги личностного роста способствуют налаживанию эф­фективной коммуникации, целеполаганию. развитию памяти и вни­мания, лидерских качеств и т. д. В процессе обучения тренеры уси­ленно "ковыряются" в вашем прошлом, извлекая наружу все комплексы, после чего вы совме­стными усилиями пытаетесь их преодолеть.

Специализированные и отрас­левые (маркетинг, менеджмент, логистика и т. д.) тренинги рас­считаны на специалистов опреде­ленной сферы. Обучающие прог­раммы отраслевой направленности особенно востребованы предприя­тиями, занимающимися продажа­ми, а также менеджерами разного уровня. К этой группе относятся также тренинги по управлению пер­соналом, финансовому, регулятор-ному менеджменту, бизнес-процес­сам, маркетингу, рекламе и PR-тех­нологиям, сбытовой и администра­тивной логистике.

В последнее время значительно возрос спрос на профессиональ­ные, так называемые "навыковые", тренинги. Во-первых, предприятия испытывают потребность в высоко­квалифицированных кадрах. Во-вторых, рынок, условия организа­ции бизнеса и методы работы быстро меняются. И в-третьих, эф­фективность таких мероприятий оценить намного легче.

Неизменной популярностью поль­зуются тренинги личностного роста, однако специалистов, способных проводить на высоком уровне тре­нинги "абстрактного характера", недостаточно. К тому же многие слу­шатели не всегда могут определить, насколько полезными были для них занятия.

Сегодня все больше внимания компании уделяют обучению линей­ных руководителей, проводя для них тренинги, направленные на усо­вершенствование управленческих навыков (ситуационное руковод­ство, тайм-менеджмент, управле­ние конфликтами, навыки публич­ного выступления).

Что касается формы проведения тренингов, то в последнее время значительно возросло количество корпоративных мероприятий. Одна­ко несмотря на это, есть основания полагать, что и в будущем открытая форма проведения занятий будет превалировать.

Почему тренинги иногда оказываются неэффективными

Неэффективность тренинга мо­жет быть вызвана следующими причинами: ошибочное определе­ние потребностей заказчика, не­правильно подобранный состав группы, отсутствие "обратной свя­зи" и посттренингового сопровож­дения, плохая организация подачи материала, слабые презентацион­ные навыки преподавателя. Одна из наиболее частых причин неэф­фективности тренинга - отноше­ние к нему как к наказанию. Такой стереотип складывается под влия­нием множества нюансов: руковод­ство выбрало неудобные для со­трудников компании время и место обучения, сообщение о прохожде­нии тренинга было сделано в виде приказа и т. д.

Часто недоразумения возника­ют из-за поверхностного понима­ния руководством компаний зна­чения слова "тренинг". Тренинг - это не магическое действо, а ин­тенсивное обучение, направлен­ное на развитие неспецифических для конкретной профессии дело­вых и психологических качеств. Тренинг организуется компанией с целью повышения эффективнос­ти труда.

При организации корпоративно­го тренинга нужно учитывать все тонкости. Порой возрастная разни­ца тренера и слушателей может осложнить установление личност­ного контакта между ними, особен­но если тренер моложе. Наконец, многое зависит от расписания занятий. Скажем, тренинг, назна­ченный на субботнее утро, вряд ли вызовет у слушателей положи­тельные эмоции. В этом случае по­надобятся талант и профессиона­лизм тренера, чтобы преодолеть накопившиеся негативные эмоции аудитории.

Как оценить результат тренинга

Замерить результативность и эффективность обучения доволь­но сложно, но все же полученные знания и сформированные навыки можно оценить с помощью вход­ного и выходного тестирова­ния. Важнейший показатель эф­фективности - отсутствие зату­хающей динамики: чем дольше сохраняются результаты тренин­гов и семинаров, тем выше каче­ство обучения. У специалистов, прошедших обучение по индиви­дуально разработанной програм­ме, этот показатель, как правило, очень высокий.

В зависимости от задач обуче­ния объективным его результатом может стать уменьшение количест­ва конфликтных ситуаций в кол­лективе, увеличение количества удовлетворенных клиентов, повы­шение авторитета компании, рост уровня продаж. Происходит струк­турирование опыта сотрудников, повышается их мотивация к ра­боте, улучшается эмоциональный климат в коллективе, создается и укрепляется корпоративная куль­тура компании. В любом случае, эффективность тренинга опреде­ляется последующим применением приобретенных знаний и умений на практике, в реальной действитель­ности. Ton-менеджеры наблюдают улучшение производственных по­казателей, а сотрудники, освоив­шие современные методы работы, могут претендовать на более высо­кую заработную плату. Таким об­разом, и руководители, и работни­ки понимают, что и время, и деньги были потрачены не зря.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Тренінги для тренерів