В отрасли обучения назрели перемены

В отрасли обучения назрели перемены

С течением времени любая отрасль развивается или сходит на нет. Предположить завершение отрасли обучения и тренингов сложно, значит, будем говорить о развитии. За последнее десятилетие можно выделить несколько очевидных этапов развития.

1-й этап: c обретением независимости и переходом в рыночную систему экономики,  в нашу жизнь пришли западные стандарты и с помощью кочующих менеджеров разнеслись по  компаниям. О специфике переноса, мутации материала и применении оных чуть позже...

2-й этап: имея ярко выраженную потребность, и не зная, где получить стандарты и знания, компании приглашали внешних специалистов для проведения обучения. Основными  плюсами  данного обучения было:  персонал и менеджеры получали “встряску” ( эмоционально-трудовой всплеск) и частичное оседание стандартов.  Но минусов было больше.  Через довольно короткое время эмоции и большинство стараний сходили на нет, хотя все же представления и информированность оставались, т.е. закладывался потенциал. Основным минусом был  приход внешнего тренера во внутреннюю  среду, его косвенное влияние  на формирование запроса обучения таким образом, чтоб запрос подходил под уже имеющиеся программы.

3-й этап: дороговизна внешнего обучения и фокус на разработку уникального набора внутренних стандартов (пусть даже под стандарты иногда вуалировались капризы и желания собственников и ТОП-менеджеров) все больше подталкивала компании к появлению внутреннего обучения. Вечный компромисс сэкономить, да еще при этом получить лучший результат, повлиял на развитие внутреннего обучения. Однако,не было достаточного количества специалистов:  формировались стандарты внутреннего обучения, существовал пробел в подготовке необходимого количества специалистов, обучение частично было возложено на функциональных руководителей. Давайте рассмотрим типичную ситуацию данного этапа на примере торговых команд. Полученные от внешнего тренера знания тиражируются внутри компании - супервайзеры и другие руководители (в т.ч. и директора филиалов) проводят аудиторные тренинги/практикумы, полевые/совместные визиты и “коучинги”... Терминология зачастую использовалась у каждого своя, причем доходило до парадоксального спора, кто прав и как называется используемая учебная процедура, при том, что функционально делалось одно и тоже. Как правило, самым сильным аргументом было: "именно так было и называлось у нас на прошлой работе"! Этот этап  еще не закончился, хотя и начался следующий. За период обучения персонала силами руководителей и внутренними тренерами широкого профиля стало совершенно очевидно - не все руководители хорошие тренера, и, к сожалению не все тренера хорошие тренера. Сама работа тренера  это сложный коктейль теоретических знаний и практических навыков.

4-й этап: cегодня уже наша рабочая жизнь наполнена стандартами и начался новый этап. Пусть экономическая ситуация и не такая стабильная, как хотелось бы, но бизнес значительно изменился. Знаниями уже наполнены и быт, и интернет, и полки магазинов, но они все еще отрывочны… Ротация, как внутри компаний с должности на должность, так и миграция персонала из компании в компанию, не позволяет рабочим процессам быть устойчивыми. Персонал практически любой компании необходимо адаптировать, обучать и вовлекать! Именно практически реализованная система обучения отвечает за данные области.


Невзирая на то, что необходимого количества специалистов на рынке все еще нет, решение все же есть! Приоткрою вам тайну, что специалисты, которые есть, зачастую не имеют достаточной мотивации реализовать свой потенциал именно по причине низкого уровня финансового стимулирования их труда и условий, в которых предлагается его реализовать.

Давайте рассмотрим элементы внутрифирменного или корпоративного обучения.
Элемент 1: необходимость адаптации к новой должности/условиям/кругу обязанностей, внедрение новых технологий. Элемент 2: обучение по итогам оценки/аттестации, на основании выявленных потребностей. Элемент 3: передача стандартов, технологий или знаний, необходимых конкретному сотруднику. Элемент 4: изменение поведения или наличие набора ценностных установок у сотрудника. Прежний и все еще используемый стиль обучения, превращал  ценное время сотрудников,  в факт просто передачи информации от тренера аудитории и формирование отрывочных навыков. Типичный комментарий участников тренинга: “Cпасибо, было интересно”, “Мы и так это знали”, “Вы очень качественно все обобщили”. Типичная оценка проведенного обучения собственником: “Ну, и что изменилось?”. А что могло измениться, если сотрудники получили информацию "О…" и большинство из участников обучения подверглись ротации или уволены?! В итоге, мы потеряли деньги, время, саму информацию, часть сотрудников.
Мы плавно подошли к варианту решения:  сочетанию дистанционного обучения и аудиторного практикума! Я помню самое начало и единичные компании, внедрившие дистанционное обучение - это было необычно, дорого, и, как все новое, с неизвестным путем развития. Сегодня преимущества дистанционного обучения очевидны! Приведу хотя бы 5 самых веских  преимуществ:

1. Количество участников обучения. Обучением могут быть покрыты все сотрудники -  от уборщицы и охранника, до, естественно ТОП-менеджера. Обучение интуитивно понятно, доступно на любых типах устройств и в любой точке с доступом к сети интернет. Понимаю улыбку и скепсис отдельных читателей по поводу уборщиц и охранников… Скажу вам по опыту, что и с ТОП-менеджерами не легче – у них “на это” всегда нет времени…

Даже на примере адаптации – куда легче  посадить любого сотрудника за компьютер для ознакомления с историей компании, ценностями, основными приказами типа правил распорядка и соглашения о конфиденциальности, чем вообще его с ними не ознакомить или ознакомить под подпись, в системе документооборота.

2. Прозрачность результатов, их доступность и возможность промежуточного/дополнительного контроля. При использовании дистанционного обучения имеется банк вопросов для проверки уровня усвоения знаний. Сотруднику приходится отвечать на вопросы по предоставленному материалу и существует порог, пройдя который сотрудник сможет закончить учебный курс. Результаты обучения доступны самому сотруднику, его руководителю и работникам службы персонала. Помимо уверенности, рожденной от подтверждения  сотрудником в системе факта обучения, мы всегда при помощи вопросов из банка можем перепроверить факт обучения и уровень знаний.

3. Формирование и актуализация базы внутренних знаний. Весь материал в системе согласован с руководителями либо специалистами, ответственными за конкретные процессы и технологии. Актуализация происходит по мере изменения информации либо бизнес-процессов и материалы сразу становятся доступны для изучения.

4. Снижение затрат на обучение персонала. Даже  в предкризисный период  аудиторное обучение обходилось дорого, а  для большинства компаний вообще не представляется возможным именно по этой причине. К сожалению, как писалось выше, предстоящие результаты от аудиторного обучения сомнительны, а затраты вполне конкретные. Это и проезд, проживание сотрудников, обеды, кофе-брейки, канцтовары… Дистанционное обучение позволяет обучать персонал без дополнительных затрат (для тех, кто не знаком еще с данным видом обучения, скажу, что там есть:  учебный материал, обучающее видео,  тесты, кейсы, удаленная работа с преподавателем…)

5. Подготовка сотрудников к аудиторному практикуму.  Дистанционное обучение не исключает, а предвосхищает аудиторное. Все мы знаем, что зачастую 70% времени на современных тренингах говорит тренер… Это понятно, он восполняет информационные пробелы участников, передает теорию и лишь 30% времени (в лучшем случае) остается но практические упражнения. Минус  такого обучения – участники перегружены материалом, навык сформирован ознакомительно -  обучение поверхностное. Еще один из минусов – тренер подстраивается под аудиторию, аудитория разношерстная, тренер не машина, часть материала не может или не успевает  передать. При предварительном дистанционном обучении, аудиторный тренинг  превращается в практикум по отработке навыков на основе ранее изученного материала и теперь уже тренер говорит 30% времени, а остальное время отводится на упражнения, решение кейсов!

Теоретический материал, учебное видео, входное /промежуточное /выходное тестирование участники предварительно проходят дистанционно, рабочую тетрадь участники  скачивают в системе, на практикум приходят с заполненной рабочей тетрадью.

В заключении хочу добавить: благодаря распространению технологии дистанционного обучения, оно становится более доступным, становится  все больше специалистов, способных внедрять и развивать данные технологии, а аудиторное обучение становится более качественным, более интенсивным и демонстрирует незаслуженно забытый золотой принцип: “Обучение должно быть интересным и приносить пользу”.  

Комментарий провайдера дистанционного обучения ООО “Техноматика”.

Первые шаги в области электронного обучения (или e-Learning) мы сделали более 10 лет назад – в далеком 2003-м году. На тот момент времени дистанционное обучение в украинской компании было чем-то из области фантастики, казалось невероятно дорогим и работающим исключительно на Западе. Первое время мы работали по схеме оффшорных разработчиков и помогали создавать электронные курсы для клиентов нашего партнера ­- небольшой, но весьма успешной калифорнийской компании. Мы поистине прониклись идеей eLearning, стали одними из первых, кто предложил отечественным компаниям столь инновационные на тот момент времени продукты и услуги.  Но, как показала практика, рынок к таким продуктам был не готов и в течение нескольких лет «пропаганды» e-Learning в корпоративном обучении мы собирали преимущественно отказы. Применить опыт крупных американских компаний в Украине никто не решался. И только спустя 4-е года, на стыке 2007-2008 годов, мы увидели интерес к электронному обучению со стороны украинского бизнеса, получили первые заказы и реализовали первые интересные проекты. А причиной такого интереса, как ни странно, стал экономический кризис, в условиях которого многим компаниям необходимо было решать задачу эффективного обучения и развития персонала в условиях финансового голода, связанного с оптимизацией всевозможных непроизводственных издержек. В таких условиях электронное обучение стало реальной альтернативой традиционному аудиторному обучению, так как позволяло сохранить качество подготовки и развития сотрудников и в то же время сокращать затраты. Экономический кризис научил экономить и стал настоящим катализатором эволюции тренинговых услуг, привел к укреплению рынка корпоративного электронного обучения в странах СНГ с последующим активным ростом в среднем на 30-50% в год. Конечно же, не стоят на месте и технологии электронного обучения. Еще каких-то 10 лет назад системы дистанционного обучения (СДО) были похожи на неповоротливых «монстров», сами по себе были дорогостоящим продуктом, а также требовали приобретения дорогостоящего серверного оборудования и программного обеспечения для их функционирования. Сейчас ознакомиться и запустить ДО в компании можно практически бесплатно, воспользовавшись, например SaaS («программный продукт, как услуга») решением или Open Source СДО. Конечно же, полнофункциональная система дистанционного обучения (или система e-Learning) требует финансовых затрат на ее внедрение, адаптацию и поддержку, но порог вложений, с которого можно начать использование ДО уменьшился в разы. Сами системы стали намного продвинутее и вместе с тем проще в использовании и поддержке. СДО дополняются функциями рекрутинга, оценки и кадрового резерва, что позволяет говорить уже не просто о дистанционном обучении, а о комплексной системе управления знаниями и талантами компании.

Революция в компьютерной технике и коммуникациях также дала серьезный толчок развитию электронного обучения. 10 лет назад мы еще ничего не знали о WiFi, смартфонах и планшетах, а ноутбуки были непозволительной роскошью для многих. Устройства и телекоммуникации стали доступны и удобны, сейчас мы можем находиться он-лайн 24 часа в сутки, бесплатные точки доступа в Интернет в аэропортах, на вокзалах, в транспорте, кафе и барах. Мы отказываемся от традиционных форм передачи знаний и все больше погружаемся в электронную среду общения и обучения.

Развитие технологий, совершенствование инструментов дистанционного обучения, их доступность в итоге приводят к тому, что e-Learning начинает работать не только в крупном бизнесе, но и в среде средних и малых компаний. На этом фоне существенно изменилось отношение HR и собственников бизнеса к электронной форме обучения. Если еще лет 5 назад нам приходилось доказывать целесообразность подобных инструментов, то теперь диалог сместился в сторону поиска лучших продуктов, решений и методик применения. Решения о внедрении систем дистанционного обучения стали приниматься намного быстрее. Так, за последние 2 года только наша компания успешно внедрила более двух десятков корпоративных систем дистанционного обучения для украинских и международных компаний (для сравнения в период 2010-2011г.г. нами внедрялось не более 4-5 СДО в год). Технологии становятся все более доступными и удобными в использовании, а практика их использования и рост интереса со стороны бизнеса позволяют уверенно говорить о сохранении темпов роста рынка и дальнейшем развитии систем корпоративного дистанционного обучения.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Менеджмент, керування, KPI