Фарммаркет или классическая аптека?

Фарммаркет или классическая аптека?

Открытие аптеки в классическом варианте или в формате фармаркета?

В последнее время все большую силу набирают фарммаркеты. На западе они очень распространены.

Вопрос:  В каком случае есть смысл открывать фарммаркет?

Ответ:

  1. Открывать их имеет смысл при  высокой проходимости людей,
  2. спальные районы исключаются,
  3.  площадь торгового зала свыше   50 кв. м.

    Особенности расстановка мебели в фарммаркете,  психологические аспекты дизайна.

 Как наиболее функционально разделить площадь помещения? Какой должна быть мебель для вашей аптеки и как её лучше расставить? Где и какие отделы лучше расположить? Какой товар и где выгоднее выложить?

Еще на этапе планирования торгового зала аптеки  необходимо продумать взаимосвязь всех помещений с точки зрения удобства и логики . Перемещение продукции из помещений для хранения в торговый зал аптеки должно быть максимально быстрым и комфортным, без узких, загроможденных проходов. Ящики для хранения вместительными с возможностью классификации.  Функциональные накопители в витринах пристенной группы и гондолах (при открытой выкладке) дадут возможность создать запас товара непосредственно в торговом зале.

Расположение витрин и стеллажей должно исключать пустующие (неработающие) пространства по периметру (за исключением зоны справа от выхода, которая с коммерческой точки зрения является «ледяной» и больше подходит для организации уголка отдыха либо установки банкомата). Рационально использовать необходимо и центральные части торгового зала.

Существуют определенные пропорции расстановки торговой мебели в аптеке, определенные мерчендайзерами.

1. Коэффициент установочной площади

(т.е площади, занятой под торговую мебель).  Эта величина должна быть в диапазоне: 0.25-0.35. Рассчитать этот коэффициент несложно, зная площадь торгового зала и размеры предполагаемого в Вашей аптеке торгового оборудования.

K уст. = S уст. (сумма площадей всех оснований ТО)/ S торгового зала

(где S – площадь, ТО – торговое оборудование)

Т.е. под торговую мебель в аптеке должно находиться не более 30 процентов торгового зала . Иначе торговое пространство в будет использоваться малоэффективно .

2. Правило «золотого треугольника»: Вход, касса и торговая витрина с самым ходовым товаром должны быть максимально удалены друг от друга.

Такое расположение стимулирует посетителей к совершению незапланированных (импульсных) покупок на пути к кассе через всю аптеку.

Это правило применимо и для традиционных прилавочных аптек, и для аптек в виде самообслуживания. Хотя для фармамаркетов актуальнее правило «платиновой петли» . «Платиновая петля» — траектория движения покупателей в виде овала, проведенного через точку входа и основную торговую витрину.

Принцип в обоих случаях одинаковый —  расставить торговую мебель в аптеке и выложить продукцию так, чтобы посетитель провел в торговом зале как можно больше времени.

3. При организации фармамаркета стоит учитывать еще некоторые полезные цифры :

  • минимальное место для прохода одного человека с ручной кладью (корзинкой) составляет 0,875 м;
  • для того чтобы два человека с корзиной в одной руке успешно разошлись в проходе, требуется 1,5 м;
  • для того чтобы нагнуться к нижней полке торговой витрины, необходимо пространство в 1 м;
  • в случае, когда один человек рассматривает полки, повернувшись к ним лицом, другой может спокойно пройти с корзиной при минимальном расстоянии в проходе 1,25 м.

Таким образом, минимальная ширина прохода должна быть 1,3 м , оптимальная – 1,4-1,8 м. Это не маловажно, ведь с вободный доступ к товару повышает товарооборот на 30-70%,  в то время как отсутствие доступа снижает оборот вдвое.

С оотношение ширины прохода и высоты оборудования также нужно учитывать, оно должно быть  3:4.
При этом 85 % площади должно приходиться на зал обслуживания населений и 15 % – на зону расчетно-кассового узла.

4. Важным моментом является организация рабочей зоны по обслуживанию посетителей: отпуску лекарств и оформлению рецептов через стол или прилавок. Ее площадь рассчитывается как умножение длины прилавка и глубины рабочего места (ширина прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения запаса товаров плюс ширины прохода между ними).

Последний должен быть в диапазоне от 90 до 120 см. Если больше – персонал быстрее устанет, меньше –тесно и неудобно работать. А именно от их работоспособности зависят продажи и, соответственно, эффективность работы аптеки.

5. Выкладка. Необходимо учитывать и особенности человеческого глаза.

  При неподвижном положении головы поле зрения человека охватывает угол 54 градуса по  горизонтали, 27 градусов вверх и 10 вниз от уровня глаз – по вертикали. Это самая оптимальная зона для размещения товара в аптеке. При удалении от торговой витрины этот диапазон увеличивается.

Интересно, что мужчины и женщины по-разному воспринимают и видят товар. Женщины лучше находят предметы, расположенные вблизи, но могут не заметить товары на верхних и нижних полках. Мужчины могут с трудом найти предмет, расположенный рядом на  полке, но хорошо видят товар на дальних, верхних и нижних полках.

Некоторые хитрости.

  • изменить движение или направить покупателя в нужном нам направлении можно путем создания барьера (декоративный элемент, дисплей, гондола, стойка) на его пути. Этот способ часто используют в аптеках  самообслуживания с прямоугольной формой торгового зала;
  • торговую мебель и товар нужно располагать таким образом, чтобы покупатели не только прошли по периметру, но и зашли вглубь торгового зала;
  • дополнительная подсветка, яркое оформление торговых витрин, расположенных в «холодной» зоне используется для выкладки дорогой косметики и парафармацевтики, проведения распродаж и промо-акций.
  • кассу лучше расположить в  «холодной» зоне, что привлечет в нее покупателей;
  • разместите в витринах яркие, привлекающие внимание товары, например товары для детей, игрушки;
  • торговую витрину, в которой размещены товары со скидками или со сниженными сроками годности, нужно обязательно оформить (например «Товар по смешным ценам», «Здорово и выгодно»);
  • в  «холодной» зоне можно установить  дисплей, аквариум или другой яркий декоративный элемент;
  • в углах торгового зала лучше расположить витрины закругленных форм;
  • входная дверь должна открывалась наружу (это также требование противопожарной безопасности) или установите автоматическую дверь, чтобы  предупредить появление «холодной» зоны в пространстве за дверью, открывающейся внутрь.

Полезные статьи:

Оборудование для аптеки. Мебель для аптеки. Дизайн аптеки.

«Борьба за покупателей», или как повысить продажи в аптеках без дополнительных затрат?

Автоматизация аптеки. Стоит ли автоматизировать «одиночную» аптеку?

Три самых распространенных компьютерных программ для аптек.

Тренинг «Как открыть аптеку в Украине?»


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Медицина, фармацевтика