Объясни мне или WTF?

Объясни мне или WTF?

Тема важна для всех, кому по работе приходится объяснять что-то новое: для предпринимателей, тренеров, любых работников.

Подготовка

Когда мы начинаем объяснять что-то новое, мы предполагаем, что наш собеседник примерно одного уровня с нами. Поэтому объясняем «как для себя». Это логично, но в корне неверно.

У другого человека всегда другой уровень, другое понимание мира и другой контекст. Он может говорить с вами одними словами, кивать на ваше объяснение, но не понимать большую часть. Как в школе.

Причем когда мы общаемся с человеком лично, мы еще можем определить, что он нас не понял. А когда перед нами пятеро, пятнадцать, сто пятьдесят человек — это уже невозможно.

Что делать

Проверяйте уровень подготовленности собеседников. В личном разговоре это станет хорошей завязкой. Во время выступления создаст взаимодействие и разогреет публику.

Оценив уровень подготовки слушателей, вы выстроите объяснение в их мире. Когда у вас в аудитории из 100 человек только три человека знают, что такое «облака», вы уже понимаете, в каких терминах разговаривать.

Контекст

Хорошо начинать с фразы, с которой согласится ваша аудитория. Лучше, если это будет проблема, которая актуальна для всех — так аудитория сразу поймет, что им это интересно.

  • У всех у нас много дел. Вообще сам факт того, что вы здесь собрались, достаточно удивителен: мало у кого есть время собраться на конференцию вместо работы. Впрочем, я видел, как кое-кто прямо сейчас пишет письма, отправляет сообщения, отвечает на звонки. Это лишнее подтверждение: мы очень заняты.

Неплохой ход — после разогрева и опроса аудитории переключиться на себя, чтобы не залезать в личное пространство слушателя.

  • Я вижу, больше половины зала — бизнесмены. У меня тоже есть свой бизнес. И хотя ему уже почти 5 лет и у меня работают 20 сотрудников, я все еще физически не успеваю найти время на нормальный отдых. Знакомая ситуация?

Когда читатель в контексте, он уже знает, что ему важен ваш рассказ. Он настроен слушать.

Упаковка фактов

Думайте об истории не как о самоценной части текста, а как о способе упаковки фактов. Вот факты:

  • Менеджеры по продажам должны хранить информацию о клиентах в общем доступе с коллегами и руководителем. Список клиентов становится достоянием компании, а не собственностью менеджера.

А вот история, построенная на тех же фактах:

  • Мы с Игорем увидели, что менеджеры относятся к своим клиентам как к собственности. А должно быть наоборот. Мы сделали так, чтобы менеджеры хранили информацию о клиентах в общем доступе с коллегами и руководителями. Теперь список клиентов — это достояние компании.

Факты те же, но между ними появляется человечески понятная связь. Осмысленность, что ли

Факты — это суть истории. История придает фактам смысл.

Не делайте историю ради истории. Не рассказывайте историю там, где она неуместна и ничего не добавляет. Но помните, что история бывает и часто отлично работает.

Связь

Новые вещи легко объяснять на примере того, что люди уже знают.

  • Фильм «Чужой» — это как «Челюсти», только в космосе.
  • Все знают, что такое блог? Так вот, Твиттер — это как блог. Только записи очень короткие, их легко читать, и их много.
  • «Пинтерест» похож на коллекцию вырезок из газет. Только ты собираешь не вырезки, а сайты и картинки.

Проводя аналогии, мы создаем у человека в голове фундамент, на котором строится объяснение.

Описание

Когда почва подготовлена и аудитория понимает ваш предмет, время перейти к самому описанию. Только сейчас и не раньше. Описание нещадно упрощать:

  1. Использовать простые слова вместо технических терминов. Даже если они прекрасны и точны, они должны быть понятны слушателю. Для обычного пользователя приложение, платформа и сервис — это просто программа.
  2. Жертвовать точностью ради понятности. Пренебречь особыми случаями и исключениями. Покупка лицензии — это покупка программы. Кредитная карта — это карта с деньгами банка.
  3. Ограничивать себя во времени и в количестве предметов, которые вы описываете. Вы удивитесь, как много всего можно сказать за 5 минут.

Реализация

Если вы объясняете нечто невещественное: концепцию, идею, схему, услугу, сервис, — в какой-то момент нужно материализовать это в нашем мире.

Расскажите, как этой идеей будут пользоваться люди. Покажите схему в действии. Проведите слушателя по каждому этапу услуги, как будто он сам ей пользуется. Опишите сценарий, по которому пользователь взаимодействует с продуктом.

Помните о силе истории: человеку интересны люди и события, а не понятия и вещи. «Руководитель смотрит, как сотрудники справляются с поручениями» гораздо сильнее, чем «Список задач и проектов».

Заключение

В заключении отразите основные положения своей речи, напомните аудитории о том, что они только что увидели. Если продаете что-то — здесь уместно дать возможность совершить шаг к покупке: например, записать адрес сайта.

Пища для ума:

  1. Хорошо «упакованная» идея распространяется сама. Потрудитесь над тем, чтобы любой человек, который услышал ваше объяснение, мог точно так же объяснить своим друзьям и коллегам.
  2. Не делайте предположений о своей аудитории. Узнавайте наверняка. Задавайте вопросы и стройте диалог.
  3. Сначала «зачем», потом «как». Когда человек не особо разбирается в вашей теме, сначала он должен понять более общую идею: зачем нужно то, что вы описываете. В чем его практический смысл? Понимая это, человек начинает интересоваться, как это работает.
  4. Лучшее — враг хорошего. Более точное объяснение может оказаться менее понятным.
  5. С большой осторожностью относитесь к советам из плохо переведенных американских книг. Дело в формулировках: то, что в Америке притерлось и работает, в Украине может оказаться чепухой. 

Как правильно упаковать ваш продукт, вы узнаете на онлайн-тренинге «Бизнес-мастерская» 5-6 сентября 2015 г. http://targetclick.org/academy/


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток