Чем может помочь компании финансист. Что нужно делать обязательно, а от чего стоит отказаться

Чем может помочь компании финансист. Что нужно делать обязательно, а от чего стоит отказаться

Что стоит делать в обязательном порядке финансисту, чтобы вместе с предприятием соответствовать духу времени?

Определение ключевых приоритетов в работе специалистов – основная функция топ-менеджмента предприятий. Эффективное использование рабочего времени – одна из важных задач современного бизнеса, а в условиях работы с сокращенными департаментами этот вопрос остается особенно актуальным в течение последних пяти лет. Для сотрудников интеллектуального труда в целом, и финансистов в частности, постоянно ведется дискуссия о том, какая работа наиболее полезна для компании, в чем состоит ее ценность. Какая численность в штате финансистов оптимальна? Стоит ли тратить время на планирование и анализ в условиях турбулентной экономики или лучше направлять усилия на систематизацию и совершенствование финансовой работы? А может быть пришло время упрощения сложных процессов и упор на многозадачный режим труда? Что стоит делать в обязательном порядке финансисту, чтобы вместе с предприятием соответствовать духу времени…

В июне этого года в Топе-5 наиболее востребованных профессий на четвертом месте украинские рекруты поставили профессию финансиста в ряд после: менеджера по продажам, IT-специалиста и юриста. Такой запрос от бизнеса вполне объясним теми задачами, которые стоят на повестке дня всех компаний, а именно эффективные продажи, автоматизация труда, юридическая актуальность и эффективное использование ресурсов. Финансовые: аналитик, менеджер, контролер, экономист – полный список названий должностей в списке последних вакансий компаний на рынке труда для финансовых специалистов. Аналитические способности финансистов сегодня востребованы для разработки финансовых расчетов целесообразности того или иного шага, от них ожидают опыт моделирования ситуаций, а также обладания стратегическим мышлением, умением мыслить в больших масштабах и анализировать множество информации. Профессия финансист требует от человека постоянного самообразования и усовершенствования его профессиональных и личных качеств. В этой деятельности есть множество нюансов, которые требуют отличного знания законодательной базы. Несмотря на высокие оклады профессии и большое число соискателей, многие работодатели ищут своего кандидата через знакомых, так как  в этой профессии важны личные рекомендации и лояльность к компании.

Далее мы разберем задачи и показатели эффективности труда финансового специалиста, что несомненно будет полезным как для руководителей компаний так и фин. работников. Для начала обсудим завышенные ожидания первых лиц-руководителей от этой профессии.

Семь мифов о финансисте-спасателе.

Миф 1. Финансист выявит скрытые резервы улучшения финансового состояния и предприятие начнет зарабатывать больше.

В реальности  причины фин.положения и резервы компании очевидны нефинансовым взглядом либо связаны с элементарной экономической безграмотностью и транжирством. И в том и другом случае финансист мало чем поможет:  в лучшем случае он составит расчет-подтверждение проявления таких причин, что само по себе не решит проблемы либо будет упираться в стену непонимания и разговоров о том, что его предложения сложны или нереальны. Вопросы фин. состояния должны решать в комплексе. Где финансовая часть скорее следствие технологии бизнеса.

Миф 2. Финансист проанализирует все показатели и после этого станет очевидным ответ на вопрос: куда идти компании.

В реальности компания определяет вектор развития и отталкиваясь от достигнутого или возможного предполагает/планирует будущие показатели эффективности такого развития. Для любого состояния бизнеса всегда возможны несколько сценариев будущего. Отталкивание от текущих финансовых показателей и возможностей заведомо ограничивает пусть поиска альтернатив и работает только в условиях санации от банкротства.

Миф 3. Финансист привлечет финансовый ресурс и проблем с деньгами больше не будет.

В реальности прибыльная компания сможет привлечь денежный ресурс и без услуг финансиста, а убыточная компания должна искать ресурсы внутри бизнеса, а не покрывать убытки заёмным капиталом, и тем самым увеличивать расходы. Желание убедить заёмщика нереальными, но красиво нарисованными цифрами профессионального коллеги, очень напоминает больного пациента, который сфабриковал результаты медицинских анализов, чтобы стать здоровее.

Миф 4. Финансист выявит расхитителей бюджета и все станут дисциплинировано относиться к денежным ресурсам.

В реальности транжиры предприятия известны, а финансовая дисциплина компании начинается с первых лиц, которых финансист критиковать не станет. Никогда показательная акция в виде экономии на канцтоварах и урезанных льготах не приведет к успеху, если большие начальники ведут прежний образ жизни.

Миф 5. Финансист будет вести все расчеты и принимать многие финансовые  решения, что значительно упростит работу первых лиц.

В реальности финансист сможет поддерживать и вести формализованные процедуры, но он не сможет принимать обоснованные решения без  участия в творческом процессе торгов и управления. Для этого он должен возглавить функцию, где требуется генерировать такие решения.

Миф 6. Финансист выявит убыточные направления при использовании других/прогрессивных/прозрачных форм отчетности и анализа.

В реальности любая грамотная система определения результата помогает составить адекватный рейтинг успешности направлений, а разделение накладных общих издержек на все направления при любой базе распределения, возможно только при заинтересованности лиц оценить их реальный вклад в итог бизнеса, который они могут оценивать иначе, чем подчиненный финансист.  В таком варианте работы финансист нужен скорее как орудие для дополнительного обоснования личных предпочтений отдельных должностных лиц.

Миф 7. Финансист предложит систему оценки труда и все будут замотивированы работать эффективнее.

В реальности оценка труда, проводимая финансистом в виде экономико-математических расчетов, является калькулятором, начисляющим бонусы. Мотивация сотрудника базируется на критериях справедливости и очевидных взаимосвязях всех участников бизнес-процессов. В то время как первые лица избегают наличия большей переменной части в оплате их труда, желание посчитать всех подчиненных таким способом, чтобы они работали лучше, никогда не приводит к успеху. Мотивация начинается с их личного примера и стремления лидера делать все идеально, с большой отдачей и с командой.

Если ваше желание взять финансиста в компанию подпадает под один из мифов вышеописанных ожиданий – откажитесь от этой идеи. Если вы финансист, который узнал миф-причину своего назначения в компании – подумайте: то ли это, что вам нужно?

В каких случаях действительно нужен финансист компании, и чем он должен заниматься?

Принципиальная сложность работы финансиста определяется масштабами компании. Чем больше подразделений, видов деятельности, документальных транзакций и чем выше скорость развития, тем больше оперативных задач и стратегических инициатив ложится на плечи финансового работника. Чем больше у компании бизнес направлений  - тем выше ценность практического опыта и образования. Тем не менее, именно  с малых размеров бизнеса зарождаются все истоки будущих проблем, которые в полном объеме станут понятны только при росте масштабов.

Новые акценты в работе всех специалистов появляются благодаря постоянным  вызовам современного времени. Если в 80-е годы огромная доля времени финансового работника уходила на текущие тактические вопросы (своевременную оплату по счетам), в 90-е – на попытки структурировать свой функционал, в 2000-е годы - стратегические аспекты вышли  на первое место. Но временя опять изменились. Чем принципиально отличается текущий после 2008-й период от предыдущих десятилетий.

Отличия новой бизнес-среды:

  1. Растет бизнес-скорость. Изменения происходят активно за счет ИТ-технологий. Информация распространяется мгновенно, сделки проводятся быстрее, изменения проходят беспрерывно и на постоянно основе. Данный процесс стимулируется также переходным этапом экономики.
  2. Улучшается прозрачность бизнеса. Повышается экономическая грамотность бизнес-управляющих и рядового персонала.
  3. Бенчмаркинг идет во все сферы. Сравнение аналогов, поиск преимуществ повсеместны.
  4. Простая эффективность - вместо сложных моделей. Стремление и возможность делать деньги проще и законно становятся признаком бизнес-интеллекта.
  5. Прибыльный бизнес как признак хорошего тона. Вместо гигантомании и работы на впечатление бизнесмены строят надежные источники доходов и хорошо осознают, что важнее реальная эффективность бизнеса, так как финансовые пирамиды ушли в прошлое.
  6. «Время жить» вместо «время работать». Изменилось отношение к понятию «рабочее время». Улучшение условий труда, чтобы больше проводить время в офисе, - было трендом прошлых лет. Сегодня бурно развиваются минималистичные, мобильные и дистанционные офисы, чтобы сотрудники могли работать  в перерывах интересной жизни в любое время суток и в любой точке мира.
  7. Широкопрофильность вместо узкой специализации. Стираются грани профессий между финансистом, экономистом, бухгалтером, юристом.

Как эти изменения влияют на работу финансовых коллег? Что стоит делать уже сегодня в обязательном порядке финансисту, чтобы вместе с предприятием соответствовать духу времени:

  1. Робототизация на смену систем автоматизации финансового планирования, учета и контроля. Сама система может информировать, следить, напоминать, анализировать и контролировать, если при подготовке технических заданий финансист будет воспринимать программный продукт не как  калькулятор, а как робота.
  2. Упрощение бизнес-коммуникаций  через объявление персоналу намерений, истин, принципов и приоритетов бизнеса вместо инструкций, директив и правил.
  3.  Определение основных уровней получения добавленной стоимости и финансового результата для концентрации внимания на основных показателях, вместо детальной аналитики и работы с частностями.
  4. Гармоничное развитие функции вместо решения ситуативных проблем. Проводить улучшение любого показателя и решение проблемы от начала бизнес процесса через реинжиниринг  вместо проведения работ по пояснению и расчету причинно-следственных связей.
  5. Многие экономические специалисты легко ориентируются в трех сферах и постепенно осваивают навыки программирования и юриспруденции. Уже становится привычным явлением наличие нескольких высших образований у персонала.

Очевидно, что для перестройки мышления потребуется от финансовых специалистов еще больше гибкости и способности к компромиссу. Ожидание, что вернутся прежние времена, является самым большим заблуждением работников финансовой сферы. Грядет эра новых подходов и инструментов, когда экономическая логика, математика и анализ становятся недостаточным минимумом. Все больше востребовано глобальное  информационное мышление, ценность которого  теперь обозначается умением быстро выделять самые простые пути решения. «Все гениальное - просто» - лозунг современного финансового менеджмента. Деревянные счёты и журналы в свое время заменили компьютерами. Теперь нашему новому поколению финансовых специалистов придется  дальше упрощать старый формат работы  предшественников.


Комментарии к статье

Екатерина Янышена,

финансовый директор  ООО " ЗАМ Украина" (компания по производству и реализации брендированного стекла)

 Если говорить о работе финансиста в общем, то в первую очередь он должен четко понимать суть происходящих процессов в компании и связь таких процессов с получением прибыли, т.к. именно получение прибыли является целью любого бизнеса (кто бы что не говорил про социальную ответственность, развитие и т.д. - в бизнес идут получать прибыль и приумножать вложенные средства и ресурсы).

Если рассматривать роль и место финансиста в конкретной компании, то, как правило, финансист появляется в компании в тот момент, когда "что-то пошло нет так", "который год, а прибыли нет" и т.д. Поэтому для современного финансиста (не важно как эта позиция  называется в компании)  важно сделать анализ событий и результатов, изложить это в понятном для принятия решений виде и разработать план внедрения таких решений, а затем четко следить за его выполнением. С этого и начинается ежедневная операционная работа финансиста - вникнуть во всё, всё проверить и отслеживать все изменения.

Ольга Щербина,

директор з персоналу ТОВ «Промкабель-Електрика», кандидат економічний наук, доцент кафедри менедженту КНЕУ

 Зараз, як ніколи, актуальними є завдання пошуку внутрішніх резервів підвищення ефективності всіх процесів в компаніях.

Відтак всі відділи, обслуговуючі основний бізнес-процес служби, до яких відносяться і фінансисти, мають не лише аналізувати минуле, а проактивно шукати джерела доходів і рентабельності.

Для цього, на мою думку, потрібно виходити за рамки своєї професійної компетентності – з суто фінансових питань в комерційну частину взаємостосунків з партнерами, а саме постачальниками та клієнтами.

Саме там, найчастіше є резерви підвищення прибутковості компанії. При цьому дуже потрібно брати на себе роль не «контролера», а «внутрішнього партнера», що розділяє спільну відповідальність.

Наталия Хливная,

Главный бухгалтер с функцией финансового директора  ООО «Ромстал Украина» (торговая компания по продаже инсталляций для газо-, тепло-, водоснабжения)

 Финансист должен обеспечить коллегам удобный и быстрый доступ к информации:  о движении денежных средств, о расходах и доходах, о бюджете компании. Каждый сотрудник, который принимает участие в расходовании денежных средств, должен нажатием одной клавиши видеть результаты в своей деятельности. Финансист, своевременно информируя, может уменьшить расходы компании и обеспечить экономию денежных средств, не прилагая никаких дополнительных усилий.

Финансист обязан всегда держать руку на пульсе.  В условиях постоянного роста курса валют и нестабильной ситуации, деньги обесцениваются ежеминутно. Сегодня нужно строить работу таким образом, чтобы информация о поступлении денег на счет компании поступала несколько раз в день для принятия оперативных решений.

В условиях кризиса любая логика может измениться, например, коэффициенты сезонности, которые были стабильны несколько лет подряд. Финансист должен настроить в компании «скользящее планирование». Руководителям и собственникам очень важно понимать, каким образом ситуация в стране отражается на их бизнесе в целом и на их денежном потоке в частности, и потому технология скользящего планирования особенно актуальна в условиях полной нестабильности.

Финансист не Бог – он всего предусмотреть не может, а вот оперативно среагировать на изменения – его первоочередная и самая важная задача


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI