Кризис – ключевой элемент развития

Описывается сущность психологических кризисов, их запуск. Отличие и общность возрастных и экзистенциальных кризисов. Воспринимая кризисную ситуацию как катастрофу, неудачу, человек лишает себя возможности перейти к следующему этапу своего развития.

Как часто в современной жизни произноситься слово «кризис». Какую бы сферу жизни не охватывал  кризис – он всегда связан с переживаниями отдельного человека, группы людей , целых систем, а значит, имеет психологическое отображение.

Сущность психологического кризиса (как  и любого другого ) в том ,что к нему нельзя подготовиться - он внезапный, это всегда утрата чего то старого, привычного, доказанного, и есть началом чего то нового, с неопределенным результатом. Это всегда угроза и шанс. Но без кризиса, без изменений – нет развития.

События, вызывающие кризис, являются точкой отсчета в новом этапе развития, началом изменений. Развитие начинается с момента зачатия и продолжается всю жизнь. Если человек не принял стимулы, что дает сама жизнь, то дальнейшее свое существование  воспринимает как катастрофу, неудачу, так и не дстинув следующего этапа.

Кризисы в процессе жизни возникают за счет жизненных ситуаций (объективная реальность)и жестких, негибких личностных структур. Структуры не сами по себе регидны, а в зависимости от контекста, в котором они функционируют. Например, человек имел успех и преодолевал препятствия в жизни благодаря своим качествам устремленности, настойчивости, но в другой ситуации, эти же качества выступают как упертость и преодолеть препятствия не удается. И тогда ситуация – кризисная.

Легко согласиться, что возрастное развитие невозможно без переломных этапов. Многие  это знают,  вспоминая  собственное  детство, или,  наблюдая за своими детьми. Но совершенно другая ситуация, когда человека затапливает  реальность, и нет сил, и встают вопросы «За что это мне?»,  «Почему  именно я?».  Находясь  в пучине кризисной ситуации,  мало кто представляет себе что это развитие, и что это во благо.

 Возрастные кризисы – обязательны, т.к.  развиваются при переходе от одной стадии  к другой. Например, выделяют «Большие кризисы»: кризис рождения;  кризис 3 лет, кризис пубертата;

«Малые»: кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис юности 17-18; «Взрослые»: кризис  молодости, кризис среднего возраста, криз пенсионного возраста, кризис старости.

Во время кризиса разрушаются старые модели и через многие попытки создаются новые. Человек как бы «откатывается» назад. Вспомните  морской прибой – прежде чем обрушится, волна откатывается назад.  Младенец, который уже умеет лепетать, агукать – к 1 году через многие неудачные попытки, накапливая информацию (слушает, подражает, пробует), делает скачок (произносит первое слово),  научается говорить. При этом, разрушаются старые приобретения (агуканье,  гуление , лепет). 

Так происходит во многих кризисных  ситуациях: один раз пробуем, потом назад, и снова пробуем.

При возрастных кризисах  почти всегда, психологические изменения происходят вместе с физиологическими. Например, к 7 годам у ребенка меняются зубы, изменяются пропорции тела. В подростковом возрасте – усиленно растет скелет, сосуды,  гормональный всплеск. Кризис середины жизни  - сопровождается началом  гормональной перестройки, истощаются ресурсы организма ,требующие более длительного ,чем в молодости, пополнения ,а значит, более щадящего ритма жизни, признаки старения становятся более заметными и т.д.

Наряду с возрастными кризисами человек может испытывать  личностный, экзистенциальный, духовный кризисы, часто эти кризисы нахлестываются.

Среди пусковых механизмов  личностного кризиса могут быть:

 - печальные  или травматические переживания: несчастный случай, травма, увечье, смерть любимого человека, переживания утраты, потеря семьи или работы, разлука, одиночество, изменение социального статуса и др.

 - природа кризиса такова, что его могут вызвать и радостные события: рождение ребенка, бракосочетание, влюбленность, повышение по службе;

 - экстремальные ситуации глобального уровня, связанные с политическими, экономическими, социальными, экологическими, природными бедствиями. В этих случаях глубина переживаний человеком собственного кризиса может усугубляться масштабностью трагических событий.

Иногда у кризиса вообще сложно найти какую либо внешнюю причину. Просто у человека появляется ощущение, что внутри что то изменилось и сегодня он уже не может жить так как раньше – он стал другим.

Э.Йоманс пишет, что это «время вопросов, а не ответов на них, это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения». Однако, суть кризиса такова, что именно в тот момент, когда нужны решающие действия, когда нужно перейти на другие механизмы функционирования  - у человека меньше всего ресурсов, и он сомневается в возможности его преодоления.

По форме кризисы могут быть острыми - они заметны для окружающих, яркие, громкие. Соответственно доступны для помощи. Но бывают и тихие, хронические - они  часто происходят без внимания близких ,окружающих, и даже сам человек не может оценить степень опасности.

разрешении кризисной ситуации можно выделить два основных выхода.

 Первое, когда человек рискует, открываясь новым возможностям, преодолевая страх новых изменений, по словам Р. Ассаджиоли, «базовое стремление к росту». Тогда человек переходит на новую ступень своего развития (в каком бы возрасте он не был), получает новый опыт, новые знания о себе и мире, чувство свободы, и внутренней защищенности.

Второй выход заключается в стремлении сохранить, то, что по сути, уже отжило, не работает.  При этом человек затрачивает огромные силы, чтобы создавать иллюзию «того как было раньше». Но отпустить не может – слишком велика тревога о будущем, об изменениях.   Человек приостанавливается в своем развитии, при этом ограничивая, или даже разрушая себя. Кризис может стать хроническим. Кризисная ситуация воспринимается как наказание, человек концентрируется на своих страданиях – болезнях, старости, зле, беспомощности, одиночестве.

Среди разрушительных способов выхода из кризиса: суицид, нервно –психические, психосоматические  расстройства, социальная дезадаптация, посттравматический стресс, криминальное поведение ,алкогольная, наркотическая зависимость и др.

 Можно сказать, что если преодоление возрастных кризисов способствует развитию человека, то преодоление экзистенциальных – становлению личности.

 Кризис – это одновременно опасность и возможность, разрушение и созидание, потеря и приобретение, смерть старого и рождение нового. Наш мир двойственный. Одна противоположность  существует только потому, что существует другая.  Нельзя что -то приобрести, ничего не потеряв при этом ,точно так же невозможно постоянно терять, ничего не получая взамен.

 Кризис – время, дающее возможность гусенице сделать выбор: поддаться страху темноты и неизвестности или превратиться в бабочку.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток