Обучение и развитие топ-менеджеров: эффективные инструменты

Статья посвящена инструментам обучения и развития топ-менеджеров. Мы постараемся не повторять банальных истин. Ведь очевидно: менеджеров высшего звена важно готовить, растить, обучать и развивать. И традиционных инструментов здесь явно недостаточно.

Эта статья посвящена инструментам обучения и развития топ-менеджеров. Мы постараемся не повторять банальных истин. Ведь очевидно, что менеджеров высшего звена важно готовить, растить, обучать и развивать. И традиционных инструментов здесь явно недостаточно в условиях меняющегося мира и нестабильного общества.

 

Вначале мы рассмотрим то, что актуально на сегодняшний момент, исходя из мирового опыта обучения топ-ов. При этом будем смотреть не только на одну часть карты – взглянем и на Запад, и на Восток, чтобы лучше определить, что именно ближе и полезнее для нас.
 

1. Практический анализ инструментов обучения и разития топ-менеджеров в других странах
 

Великобритания: Оксфордская бизнес-школа и программы Ноттингема

Британию принято считать символом неизменных традиций, консерватизма и рациональной культуры. Но если говорить об обучении и развитии топ-менеджеров, обычаи этой страны «культурно» и сбалансированно сочетаются с инновациями. Это является фундаментом одной из самых сильных мировых экономических систем.
 

Попробуем свести британскую философию и традиции подготовки управленцев к 2-м самым важным пунктам, учитывая уважительное отношение сограждан к Её Величеству Королеве (пример высшего топ-менеджера, не так ли?). Получим следующее:

  1. «Обучение топ-менеджеров в глубину»:Высшее руководство ассоциируется с лидерством. И Королева тому пример. Поэтому большинство программ подготовки и обучения менеджеров предполагают, прежде всего, развитие лидерских и человеческих качеств. Для англичан это важно вдвойне, так как топ в этой стране является не только управленцем, но и носителем культуры. Чего британцам не занимать, так это способности распространять и утверждать свою культуру всеми доступными способами. Но обычный менеджер-администратор, управляющий структурой, не может воздействовать на культуру и менять ёё. Культура – удел лидеров.
  2. «Обучение топ-менеджеров в ширину – во всех сферах общества». Британская форма лидерства и присущая этой цивилизации «культура совершенства и высоких стандартов» подразумевают то, что менеджер-лидер нужен не только бизнес-организациям (вторичный сектор общества) и государству (первичный сектор общества), а также общественным организациям (третичный сектор общества). Соответственно, создаются специализированные программы системной подготовки топ-ов в таких сферах как: бизнес, учебные заведения, государственный сектор и общественные организации.

Классический пример этому две достаточно широко известные Бизнес-школы Оксфордского и Ноттингемского университетов.
 

Например, в бизнес-школе Оксфорда существует 5 различных программ по лидерству. Вот краткое описание формата и инструментов 3-х наиболее востребованных из них:

  1. Обучающая программа «Стратегическое лидерство». Состоит из трех 5-дневных тренинг-семинаров. Основные инструменты: презентации, тьюториалы, практикумы, рефлексии.
  2. Обучающая программа «Высокоэффективное лидерство». Включает три модуля по 5 дней. Основные инструменты: коучинг-персонализация потребностей, очные сессии, самостоятельная работа, дистанционный коучинг.
  3. Обучающая программа «Лидерство в организациях». Состоит из 4-х сессий по 4 дня каждая. Основные инструменты: презентации, практикумы, кейсы.

Как мы и договаривались, не будем сейчас вдаваться в подробности содержания программ, а лучше более подробно остановимся на конкретных инструментах и методиках обучения менеджеров высшего звена, которые могут служить для нас примером.
 

Итак, на современном этапе и в этих, и других программах подготовки топ-управленцев в Великобритании, используются такие инструменты и методы:

  • Он-лайн инструменты на начальных этапах обучения: регистрация, ориентация, тесты, опросники, оценка индивидуальных потребностей участников в обучении – все это происходит без отрыва от рабочего места с использованием Итернет.
  • Классические тренинговые программы «культурно» совмещены с традиционными лекциями. Ремесленники в высшем эшелоне, как уже отмечалось выше, в Британии не приветствуются. На этом этапе важно постараться развить не только поведенческие навыки (при помощи тренингов), но и заложить культурный фундамент управленца (используя лекции).
  • Коучинг-поддержка управленца во время всего процесса обучения. Коучинг в данном случае используется не только как независимый метод обучения и развития личности, но и как технология внедрения полученных знаний и умений на разных этапах в реальную жизнь и управленческую практику.
  • Обучение техникам «полевых» исследований. Управленец высшего уровня не только должен знать, но и думать. Не только опираться на готовые факты, но добывать их самому.
  • Мастер-классы по коучингу и наставничеству. Управленцы высшего звена учатся не только руководить, но также и обучать, развивать, наставлять как своих подчиненных, так и будущих преемников. Преемственность – важная часть британской культуры, начиная со времен Короля Артура! В данном случае сочетание инструментов традиционного менторинга с инструментами инновационного коучинга весьма и весьма эффективно. Доказательством этого может служить появление и уже многолетнее успешное существование в Великобритании Европейского Совета Менторинга и Коучинга (EMCC), представительство которого уже открыто и в Украине.
  • Ретриты (англ. retreat [ri'triːt] – «уединение», «удаление от общества», рус. лит. «затвор») международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике. Это, возможно, пока одна из самых мало привычных для нас традиций в обучении и развитии топ-менеджеров. В украинских реалиях управленцы, как правило, занимаются этим, используя свой собственный отпуск для восстановления сил и борьбы с эмоциональным и экзистенциальным (смысловым) выгоранием. В Британских же обучающих бизнес-программах (а сейчас уже и в других странах) этот аспект - важная часть личностной и эмоциональной подготовки менеджера.
     

Австралия: 6 государственных программ подготовки лидеров.
 

После краткого обзора британских методик обратимся к опыту Австралии. И хоть это другая часть мира (1 марта в Австралии начинается осень) - культура развития руководителей на этом континенте во многом схожа с традициями Британии. Т.е., в результате:

  1. Такой же особый акцент на лидерских качествах управленца высшего звена (см. Таблицу 1). В таблице описана схема гармоничного использования 6-ти программ обучения лидеров, поддерживаемых на государственном уровне. Как видим, лидерство в данном случае - не столько одномерное явление, сколько «система лидерских качеств».
  2. При подготовке менеджеров используется сбалансированная система инструментов, также включающая как традиционные, так и инновационные методы. Вот 8 ключевых инструментов, используемых в этих программах: сторителлинг (англ. - storytelling, «рассказывание историй»), кейс-анализ, тренинги навыков, ретриты, самооценивание, коучинг, тьюториалы (очные занятия, проводимые тьютором на основе активных методов обучения), учебные визиты.

Таблица 1. США: Гарвардская школа Кеннеди.

Что касается Нового Света, – здесь также используется британская платформа обучения, но она ориентирована в большей степени на использование различных радикальных новшеств и инноваций. Как иллюстрацию рассмотрим схему обучения в одной из самых авторитетных управленческих школ США – Гарвардскую Бизнес-школу Кеннеди.

В Гарварде применяется около 10 (!) различных самостоятельных программ подготовки ключевых управленцев.

Надо отметить, что привычные для нас тренинговые инструменты хоть и важны, но в данном случае ключевыми есть другие технологии обучения управленцев: наставничество, провокации, коучинг, рефлексивные сессии. Тренинг остается основой, объединяющей эти инструменты.

 

Англия-Канада-Индия-Япония-Франция: Программа подготовки менеджеров по модели Минцберга. 

Невозможно пройти мимо этой программы! Она особенная. В ней в полной мере реализован принцип обучения кросс-культурному менеджменту и всестороннему глубокому развитию личности управленца. Суть ее заключается в том, что обучение состоит из 5-и модулей, каждый из которых длится 2 недели и проходит каждый раз в новой стране в условиях влияния различных культур.

Такого рода кросс-кульутрный подход в обучении и развитии топ-менеджеров в современном мире, склонном к глобализации, со временем будет набирать обороты. При этом спектр используемых инструментов будет неуклонно расширяться.

 

Российская Федерация: Школа корпоративных директоров

Данная программа реализуется Российским Институтом Корпоративных Директоров и разработана на основе менеджмент-исследований К. Барлетт и С. Гошал.

Программа краткосрочная и состоит из 6-и модулей длительностью 1 день каждый. При этом, первые 2 модуля обязательны, а все последующие - по выбору. Сильной стороны данной программы является то, что она использует концепцию 3-х уровней обучения и очень широкий спектр инструментов.


2. Какие выводы можно сделать для того, чтобы эффективно использовать этот опыт в Украине?

«І чужому навчайтесь, і свого не цурайтесь» – призывал Тарас Григорьевич. Этому постулату и стоит следовать. Я считаю, что существует 7 аспектов, отражающих текущую ситуацию и динамику изменений в сфере развития управленцев в Украине. При этом, 3 первых пункта отражают пока те факторы, которые остаются неизменными, а 4 последующих – подверженные трансформациям:

  1. Тренинги сейчас остаются технологией и инструментом № 1.
  2. Обучение топ-ов все еще остается в категории «избранности». «Высшую касту» так тщательно оберегают от не проверенной информации, что столь ценимые в мире умения пробовать новое, рисковать и испытывать чувство неопределенности не могут быть наработаны в процессе обучения.
  3. Ориентация на традиционные инструменты, развивающие поведенческие качества, используемые в бизнес-процессах. А более глубокие вопросы: стресс, выгорание, потеря смысла, кризис среднего возраста – остаются без достаточного внимания. Исключениями являются тренинги по тайм-менеджменту и эффективным коммуникациям, которые считаются «мягкими темами», дополняющих основные.
  4. Новым за последние 5-7 лет можно считать возросшее доверие к наставничеству и коучингу как инструментам, которые уже можно считать классическими для Украины. Сформировавшиеся профессиональные сообщества коуч-специалистов помогают заказчикам отличать шарлатанов от профессионалов в этих технологиях. Это постепенно укрепляет доверие.
  5. Заканчивается эпоха моно-инструментов обучения. «Если у вас в руках только молоток, то хочется, чтобы все вокруг были гвоздями» - эпоха актуальности этого высказывания проходит. Вместе с тем, растет популярность мульти-инструментальных техник.
  6. T&D-отделы и специалисты в организациях могут напрямую и более непосредственно коммуницировать с высшим руководством. Соответственно, более глубоко определяя их потребности в обучении и развитии.
  7. Появляется интерес и снижается настороженность к глубинным, философским и психотерапевтическим инструментам развития и углубления личности управленцев: ретритам, рефлексиям, провокациям, управленческому лайф-коучингу, стресс-серфингу, коучингу здоровья, экзистенциальному коучингу.

В завершение хочу систематизировать инструменты обучения и развития менеджеров высшего звена по трем уровням: базовому информационному, традиционному и инновационному.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI