Мышцы имеют память

Мышцы имеют память

Этот случай произошел совсем недавно в «городе контрастов» - Стамбуле. Мы сидели на террасе замечательного ресторана с видом на Босфорский залив и наслаждались «здесь и сейчас»...

Когда пришла пора просить счет, моя подруга замешкалась и вдруг, совершенно неожиданно для меня, сообщила, что «даже не знает, как это сделать». На ее лице я прочитала смущение, замешательство и даже какую-то беспомощность. Вначале мне захотелось помочь и самой позвать официанта – мне бы это не составило труда. Но в следующий момент я выпалила: Я ВИЖУ, ЧТО ТЕБЕ ЭТО СДЕЛАТЬ ТРУДНО, ПОЭТОМУ ДЕЛАЙ!

Да, долго мы после этого обсуждали эту ситуацию. А ведь на самом деле, любопытная история получилась! Эта фраза так нежданно-негаданно вылетела у меня из подсознания, что я даже не успела нажать на внутреннюю кнопку КОНТРОЛЬ. Все просто - мне столько раз приходилось в жизни делать трудные, кажущиеся невыполнимыми вещи, что удержать эту фразу просто не получилось.

Я ВИЖУ, ЧТО ТЕБЕ ЭТО СДЕЛАТЬ ТРУДНО, ПОЭТОМУ ДЕЛАЙ! Вспомните, сколько раз это продвигало Вас по жизни, делало мудрее, сильнее и ресурснее.

Любая трудная ситуация это опыт. Как с тренировкой мышц в спортзале. Год назад я начала индивидуальные тренировки с инструктором по пилатесу. Как только я «со скрипами» приступила к выполнению первого комплекса упражнений, она спросила: «Чем занималась раньше?» Я удивленно посмотрела на нее и спросила: «Откуда Вы знаете?». «Мышцы помнят», - ответила она. Эта фраза тогда очень сильно срезонировала во мне. МЫШЦЫ действительно ПОМНЯТ. Ничего из того, что мы делаем не проходит бесследно.

Теперь о том, как мы приобретаем опыт. Получая новые знания, мы проходим четыре ступени, которым современная психология дала следующие названия:

  • Неосознанная компетентность
  • Осознанная некомпетентность
  • Осознанная компетентность
  • Неосознанная компетентность

Кажется слишком заумным? Давайте быстренько разберемся!

Итак, неосознанная компетентность или «я не знаю, что я не знаю». Это этап в нашей жизни, на котором мы не подозреваем о существовании какого-либо явления, ситуации, необходимого навыка. Живем себе спокойно и счастливо, пока вдруг …упс… не осознаем, что мы чего-то не знаем. Например, Вы владеете английским языком на среднем разговорном уровне, потом записываетесь на курсы и, «копнув глубже», обнаруживаете к своему великому неудовольствию, что есть так много грамматических структур или новых слов, о которых Вы и не подозревали!

Здесь-то Вы и попадаете на уровень осознанной некомпетентности или другими словами «я знаю, что я не знаю». Этот уровень конечно не из самых комфортных, а вернее совсем некомфортный! Ведь здесь приходится признать, что Вы чего-то не знаете или не умеете и проходить через мучительные упражнения, чтобы научиться это делать, выйти на уровень навыка, довести действие до автоматизма. Это может оказаться одинаково трудно как технически, так и психологически. Особенно для взрослого человека, который не хочет выглядеть глупо или смешно. Но если хочешь в жизни достигать успеха, то приходится снова и снова садиться за «школьную парту», даже если коленки уже не помещаются и бантики в косички Вы уже не вплетаете. Этап осознанной компетентности хоть и болезненный, но очень витаминный. На нем происходит основная работа, благодаря которой мы переходим на новый уровень.

Этот уровень – осознанной компетентности или «я знаю, что я знаю». Это ситуация, в которой мы сознательно используем полученные знания или техники. К примеру, Вы попали на тренинг по проведению эффективной презентации, узнали, что существуют определенные техники, о которых и не подозревали (неосознанная некомпетентность), проработали их на тренинге в различных упражнениях (осознанная некомпетентность), и когда спустя время Вы презентуете свой продукт клиенту, Вы радостно отмечаете про себя, что сейчас используете технику «вербальных картинок» или «раппорт по голосу». Или, например, научившись кушать суши специальными палочками, с радостью идете в японский ресторан и демонстрируете свои умения окружающим. Другими словами, Вы осознанно подходите к выполнению определенных действий, понимая, что Вы делаете и куда это Вас приведет.

И вот, оттачивая навыки и используя для этого все возможные ситуации, Вы наконец-то попадаете на уровень неосознанной компетентности или «я не знаю, что я знаю». Говорят, что если у сороконожки спросить, как она умудряется синхронно перебирать своими сорока лапками, то она попросту упадет. Почему? Потому что делает она это неосознанно. Вы пробовали когда-либо спросить носителя языка, почему они выбирают в этой ситуации именно эту грамматическую структуру? И как? Или попросить опытного водителя объяснить, как ему удается так искусно выруливать? Часто, ответов Вы не получите. Люди просто неосознанно делают что-то хорошо. Просто они уже забыли о том, что этапу неосознанной компетентности предшествовали три других.

Поэтому не отчаивайтесь! Просто делайте! Дерзайте! Делайте шаг вперед из «я не знаю, что я не знаю», проходите через дискомфорт этапа «я знаю, что я не знаю», не засиживайтесь на «я знаю, что я знаю» и стремитесь в «я не знаю, что я знаю»! Ведь на этом четвертом этапе настоящее мастерство, творчество, полет и реальные достижения! Когда видите, что сделать трудно, просто делайте! Помните, мышцы имеют память!

Начинайте делать то, что необходимо. Затем то, что возможно. И вдруг вы увидите, что делаете невозможное. Так говорят англичане. Почему бы не попробовать?


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток