Почему владельцы управляют фирмами самостоятельно

Почему владельцы управляют фирмами самостоятельно

Человек, создающий компанию, должен обладать достаточно развитым организаторским талантом. Если это так, то он может и даже должен управлять фирмой как можно дольше.

После пяти лет успешного развития компании наступает момент, когда владелец должен принять решение – оставаться дальше на должности Генерального Директора или передать управление наемному специалисту. Дело в том, что лет через пять собственник, не являющийся профессиональным менеджером, а таких в Украине – подавляющее большинство, начинает тормозить развитие компании. Причины тому – свойственная людям профессиональная и возрастная консервативность, узость интересов, нежелание считаться с новыми технологиями… По моему мнению, на этом этапе у директора-собственника есть два пути.

 Первый путь. Если владелец, лично руководящий своим бизнесом, не пожалеет усилий и времени, чтобы овладеть профессией менеджера, если он способен учиться и по своей натуре прогрессивен и неленив, то он просто обязан продолжать директорскую деятельность. До тех пор, пока сможет выполнять эту работу. Данное утверждение справедливо как для небольших фирм, так и для крупных предприятий. Естественно, если организация большая, то собственнику – Генеральному Директору придется гораздо больше времени уделять подбору и обучению персонала. Также ему придется смириться с тем, что управлять компанией с численностью в несколько десятков (сотен) сотрудников значительно труднее, чем фирмой, насчитывающей полтора десятка работников, которые постоянно на глазах.

 Однако если говорить о небольшой фирме, то и здесь есть свои нюансы. Генеральный Директор в такой компании обязан уметь делать все, что умеют делать его сотрудники. Только на порядок лучше.

 Второй путь. Если для собственника – Генерального Директора приведенные выше условия неприемлемы, то ему лучше обратиться к услугам профессионального управленца. Подбором такого топ-менеджера владельцу следует заняться задолго до того, как он будет готов отойти от оперативного управления. Однако, даже передав бразды правления, владелец может и даже обязан осуществлять общий надзор за состоянием дел. Он должен вырабатывать стратегию развития компании, разумно вмешиваться в ее деятельность, не покушаясь при этом на самостоятельность и авторитет Генерального Директора.

Если рассматривать сформулированную проблему в целом, то, конечно, владелец фирмы в роли управленца особенно эффективен в первые годы работы компании: он высокомотивирован при создании и развитии собственного бизнеса. Многие сотрудники, вспоминая первые годы существования компании, отмечают энтузиазм и воодушевление, присущие всем без исключения. Что уж говорить о человеке, который реализует собственные идеи.

 Затем компания вырастает, устанавливаются правила, уменьшается стихийность, а многим собственникам заниматься однообразной административной деятельностью неинтересно. Бизнес начинают, как правило, с кругом доверенных и близких людей. По мере увеличения численности руководителей и сотрудников возникают проблемы с делегированием полномочий. Кроме этого, у владельца нередко появляются новые бизнес-интересы, которые требуют времени.

С моей точки зрения, воспитание приемника – наиболее эффективный путь для частных  компаний в нынешних условиях. Во-первых, возраст большинства отечественных фирм приблизительно одинаков, следовательно, они находятся в сходных фазах развития. Во-вторых, в момент создания предприятия работали, как правило, на растущих рынках. При разделе рынка и многократном увеличении оборотов успешнее оказывались те компании, где решения принимались быстро, а это могли обеспечить только Генеральные Директора, являющиеся одновременно владельцами. Сегодня же, при стабилизации рынков, гораздо более значимой становится работа «на удержание», на оказание стандартизованной услуги. А это задачи профессиональных управленцев. Именно поэтому владельцы, для которых на первых порах были важны смысл и содержание работы, теперь столкнулись с необходимостью поддерживать эффективную деятельность своей компании в долгосрочном временном интервале.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток