Почему мы боимся заявлять о себе?

Страх быть собой. Страх творчества. Почему он возникает и как от него избавиться?

Вот история, рассказанная моей клиенткой:
«Когда училась в 1-м классе, у меня была самая лучшая, самая любимая (как мне тогда казалось) первая учительница. Я ею просто восхищалась, ловила каждое ее слово, безгранично верила ей и доверяла.Пришло время писать буквы. Все дети писали в прописях, как обычно, обводя напечатанные буквы. А я (Творчесая Личность) начала этим буквам дорисовывать разные цветочки-закарлючки цветными пастами, пытаясь серые и грустные буквы как-то разукрасить. Мне лично они очень нравились! А вот мнение учительницы с моим не совпало : ( "Ты должна писать как все! Что это за идиотские карлючки?! Это же рабочая тетрадь! Ты что, совсем с ума сошла?!" Моему ужасу не было предела... Не могу сказать, что в 6 лет я ждала особого признания. Я и не понимала, что это. Мне просто нравилось то, что я делала... В итоге я согласилась с тем, что в рабочей тетради, наверное, не стоило этого делать. Но учительница на этом не остановилась. Она повела меня по всем первым классам в руках с открытой тетрадью и заставила ходить между рядами, показывая всем детям, "как не надо делать". Как на это реагировали дети - конечно, все смеялись, тыкали пальцами... С этого момента прошло 27 лет. И я до сих пор испытываю страх ужас перед тем, когда нужно заявить о себе. Я делаю уникальные эксклюзивные вещи, которые дорого стоят. Но продавать их не могу. В итоге они собираются в коробке и ждут чьего-нибудь Дня Рождения...»

Думаю, увы, это не единственная история в наших школах. Да и к сожалению, в семьях. Порочная царско-совковая система обучения и воспитания пока что не изжила себя в обществе. Многие учителя и родители искренне считают, что именно унижение и оскорбление делают из детей «приличных людей». Совершенно не понимая, что такие методы ребенку наносят абсолютный вред. 
Давайте разберемся, что происходит с ребенком, которого высмеяли при всех и обесценили его творчество.
Психологическая справка:Человек рождается с двумя базовыми потребностями: потребностью в безопасности (любовь, принятие, личное пространство, удовлетворение потребностей, признание значимыми людьми) и потребностью в творчестве (интерес, любопытство, познание мира, изобретение, самовыражение) как адаптация к изменчивому миру.Причем вторая потребность может быть реализована лишь после реализации первой.
Одним словом, если мы не чувствуем себя в безопасности, мы не можем творить. 
Второй момент: человек нуждается в социуме. Мы не можем выжить в одиночку, потому нам важно быть принятыми значимыми людьми, родителями, учителями, сверстниками, коллегами. 
Ребенок, которого учительница «уличила» в творчестве и провела через «коридор позора» по классам, испытал страх, незащищенность, унижение. То есть небезопасность. А поскольку предметом высмеивания стали «художества» девочки, то мозг связал в прочную связку «творчество=страх». Так учительница, уверенная в благих намерениях, нанесла ребенку психическую травму. 
Психическая травма — это стрессовое событие, вызывающее ощущение несоответствия между угрожающими факторами ситуации и индивидуальными возможностями их преодоления, которое сопровождается чувством беспомощности и незащищенности. А значит, способствует длительному потрясению в восприятии собственной значимости и значимости мира. Проще говоря, когда Значимый человек — учительница, от которой ребенок ожидает принятия и поддержки в нелегком пути познания мира, вдруг предает, дети, сверстники также не принимают. Другие учителя — не поддерживают — для ребенка мир рушится. 
И так неосознанно формируется убеждение — Я плохой, творчество показывать нельзя, это опасно, нужно скрывать свое истинное Я, стать как все. 
Более того, это убеждение закрепляется на всех уровнях восприятия: на уровне мыслей, мы уже сказали, на уровне эмоций — страх, ужас, стыд, униженность, беспомощность, одиночество. На уровне образов — картинка эта стоит и вспоминается «как теперь». На уровне тела — мышцы сжимаются, кружится голова, может быть тошнота, ноги подкашиваются и т. п. 
Могла ли эта ситуация быть не травмирующей? Могла бы, но при одном условии!
Если бы кто-то заступился за девочку и поддержал ее, объяснил, что она не плохая, а не права учительница. Идеальный случай — если бы это был другой учитель тут же в классе остановил бы эту учительницу и сказал бы детям, что они не должны смеяться. Но увы, учителя преимущественно гордятся такими «воспитательными приемами» и поддерживают своих коллег. А дети, не зная еще, как правильно отреагировать, а также боятся не понравиться учителю. Взрослый является серьезным авторитетом для малыша. Дети нам верят. Если Значимый Взрослый унижает, обижает, то ребенок воспринимает это как правило и обучается такому поведению. И не секрет, что в школах процветает насилие в разных его проявлениях среди детей. Кто сильнее, тот и прав — такое убеждение формируется у детей. 
Второй вариант — если бы родители этой девочки на следующий день пришли в школу и настояли на извинениях, добились бы отстранения учительницы от работы и успокоили девочку, дали ей поддержку и принятие ее творчества. 
В этом случае, родители не сделали этого, а проигнорироваали ее жалобу.Как будто бы ничего серьезного и не произошло. Как будто бы это нормально так вести себя с детьми. 
Что должен чувствовать ребенок в этой ситуации? Его все предали! От творчества только боль и страх! Я отказываюсь от своего творчества! Я отказываюсь быть Собой. Выражать себя - это опасно.
Родители многие, увы, также боятся государства в лице школы, и часто не становятся на сторону ребенка. Или как в этом случае, они настолько были заняты своими делами и заботами, что даже не обратили внимания на чувства ребенка. 
Многие родители берут на себя обязанности не мамы -папы, а являются посредниками между государством и ребенком. Они порой, так увлечены успехами ребенка в в школе, его дисциплиной и послушанием, что забывают о том, что ребенку нужна добрая и заботливая мама и защищающий его папа, а не милиционеры в доме. 
Что делать Сейчас? 

Увы, эта травма не рассосется сама никогда, она лишь закапсулировалась, чтобы ребенок мог выжить и жить дальше. И женщина выжила. Она даже не отказалась от творчества. Но не решается его показать миру. Но в любой похожей ситуации, когда нужно заявить о себе, высказать свою мысль, показать творчество (а она, как мы видим, создает уникальные вещи) капсула раскрывается и выдает полностью или частично воспоминание из той травматической ситуации, появляется страх быть собой. 
Чтобы изменить ситуацию, реакцию, нужно проработать эту травму со специалистом психотерапевтом, который обучен работать с травматическим материалом. Услуг обычного психолога не достаточно. И проработать травму нужно на всех уровнях одновременно: на уровне сознания, эмоций, тела и движения в пространстве, на уровне творчества.
Что значит проработать?
Это значит отреагировать, простить, отпустить обиду, избавиться от страха и научиться проявлять себя по другому, в новых убеждениях, новых движениях/действиях/словах, сбалансировать чувства и интегрировать в реальную жизнь. В результате — вы не забудете о той учительнице или другом обидчике, но вас не будет это воспоминание «включать» эмоционально. Вы сможете раскрыть свой творческий потенциал и изменить качество вашей жизни, сможете делать другие действия, принимать другие решения. 
Это и есть психотерапия. Если с вами случались похожие истории и вы готовы их проработать, звоните [відкрити контакти]067 4014625 или пишите [відкрити контакти][email protected]

запишитесь на индивидуальную консультацию в Киеве или по скайпу s.lipinska (с текстом консультация) 
Если статья откликнулась, напишите отзыв. Поделитесь с друзьями в соц.сетях.

Любите Себя и доверяйте своему телу!

Искренне ваша,Светлана Липинская


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити
Ольга,22.05.2018, 06:52
Отличная статья, помогающая родителям, которые тоже были детьми и которых тоже в свое время, возможно, обидели. помогающая тем, чтобы не стать обидчиками для своих детей
Ксения,19.08.2017, 07:37
Спасибо Вам Большое.

Залишити коментар

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток