Как разделить задачи между собственником и наемным менеджером

Как и в природе, в бизнесе возможны только два пути развития: либо рост, либо деградация.

Рано или поздно владелец сталкивается с ситуацией, когда его компания больше не может качественно расти, находясь в руках одного человека. И если не разделить функции, то её будущее окажется под угрозой. Какими задачами собственник может поделиться, а что не должен делегировать ни в коем случае?

Истоки проблемы

На постсоветском пространстве культура предпринимательства только формируется. В подавляющем большинстве случаев владелец является таковым в первом поколении (к примеру, из 150 клиентов нашей консалтинговой компании только один бизнесмен во втором поколении). Многие из этих людей пошли в бизнес, чтобы заработать, реализовать свои профессиональные амбиции. Далеко не все планировали изначально создавать большой бизнес, думали о серьёзном развитии и системности. Но те, что построили компании и стали успешными, преодолев все препятствия, неизбежно начали меняться сами.

Трансформация мировоззрения собственника приводит к тому, что его уже не устраивает одно только наличие компании, которая работает и создаёт продукт. Возникает потребность в росте и развитии. Именно такое качественное преобразование у наших предпринимателей совершается в настоящее время. Существует множество компаний, достигших пяти-десятилетнего возраста, собственники которых серьёзно переосмысливают свою роль и миссию. Но как именно меняться, в какую сторону двигаться им неизвестно. Нет опыта предыдущих поколений, даже книг для собственников, столкнувшихся с такой проблемой, не очень много. Некоторые пытаются решить её с помощью «волшебного» наёмного директора, который сам будет развивать компанию. Этот путь очень опасен ведь владелец теряет власть. Он не становится более компетентным, но становится слабее. Покупает для себя свободу от управления, не осознавая, что фактически передаёт все функции владельца наёмному менеджеру. Наверняка при таком подходе изменится и сам бизнес компания будет воплощать другие идеи, реализовывать другую стратегию. Это преобразование можно сравнить со сменой владельца. Второй подход заключается в том, чтобы не отдавать все свои функции наёмному директору, а эффективно разделить их, сохранив за собой власть.

Но для этого нужно чётко понимать, каковы вообще функции владельца. Есть простой способ определить профессионала в любой сфере: нужно попросить человека назвать свои главные функции. Успешный собственник хорошо знает, благодаря чему смог выстроить компанию. Даже если он утверждает, что его главный инструмент позитивный настрой, то применяет его осознанно, и это работает. Каковы же основные функции владельца, и какие из них можно (и нужно) передать в руки наёмного менеджера?

Продолжение этой темы читайте в моей следующей статье “Почему для успешного развития компании важна идеология?”


Автор: Александр Высоцкий, собственник Visotsky Consulting, автор проекта Школа владельцев бизнеса.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI