Философия как практика лидерства

Нарастающая неопределенность и сегодня одна из ключевых характеристик окружающей действительности. И хотя мир за 2500 лет существенно изменился, принципы и законы мышления, открытые первыми философами остаются до сих пор валидными.

Однажды в Испании, читая о деяниях Александра Македонского, Юлий Цезарь впал в уныние и даже прослезился. В ответ на вопрос друзей о причине грусти, он сказал: «в моем возрасте Александр уже правил столькими народами, а я до сих пор еще не совершил ничего замечательного!», — пишет Плутарх.
Действительно, Александр завоевал пол мира и создал свою империю уже к 30-ти годам, буквально за 10 лет правления. Тому способствовало множество факторов и вряд ли последним из них было образование Александра, к которому приложил руку другой известный македонец — Аристотель.

Александр, по-видимому, не только усвоил учения о нравственности и государстве, но и приобщился к знаниям, которые философы называли «устными» и «скрытыми» и не предавали широкой огласке. Находясь уже в Азии, Александр узнал, что Аристотель некоторые из этих учений обнародовал в книгах, и написал ему письмо в защиту философии, текст которого гласит:

«Александр Аристотелю желает благополучия! Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания. Чем же будем мы отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах. Будь здоров». (Плутарх «Избранные жизнеописания в 2-х томах, том II).Современного же человека философия мало интересует. Она считается не практичной, заумной и оторванной от жизни, даже не наукой.

И в тоже время принципы философии присутствуют в современной жизни от школьных учебников до парламентских дискуссий. В многочисленных бестселлерах о лидерстве и бизнесе все чаще приводятся выводы о том, что финансовое положение человека, его успех зависит от мировоззрения, от персональной философии.

В ведущих западных бизнес-школах сегодня говорят, что преподают не знания экономики, но трансформируют мировоззрение, способ принятия решений, что и является определяющим в бизнесе.

В журнале The Economist было опубликовано исследование, которое показало, что изучение философии развивает мышление лучше других предметов. Выпускники-бакалавры философских факультетов лидируют по баллам вступительных тестов в высшие медицинские и юридические школы, школы бизнеса.«… идеальный предприниматель – это мудрец, практический философ, который в самой высокой части души, в гуманистическом смысле, всегда играет, принося благо другим, и в каждой игре достигает успеха, большей жизни»(Антонио Менегетти, «Искусство, сновидение, общество»).Философия и гуманизм

Марк Тулий Цицерон называл философию культурой ума, причем слово культура использовалось им не в нынешнем смысле, а в первоначальном, обозначавшим у римлян обработку почвы и выращивание растений.

Философия преследовала своей целью развитие ума человека. Речь шла не о книжной мудрости, но об умении применять разум к решению любой конкретной проблемы от быта до политики, военных действий, науки или искусства. Это была философия действия.

Целью образования по Платону было сформировать человека, способного при помощи разума обрести власть над страстями и эффективно управлять как своей душой, так и обществом, государством. Философия тогда включала в себя и психологию, и многие другие практические знания, позволявшие человеку добиваться большего в жизни за счет умственных усилий.

Центральной точкой той философии был человек, и на этом фундаменте впоследствии возникает гуманизм — мировоззрение, ставшее ключевым для всей западной цивилизации.Философия и гуманизм были экзистенциальной техникой, способствующей формированию преобразовательной, деятельной способности человека давать адекватный ответ на вызовы времени, достигая собственной реализации и утверждая ценностей свободы и человеческого достоинства.

Параллели времени

Карл Теодор Ясперс (1883-1969 гг.)Характерно, что схожие идеи были сформулированы практически одновременно в различных частях мира. Это явление Карл Ясперс назовет «осевым временем»:

«В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии — в Индии, как и в Китае,— были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки — Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга… Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем»(К. Ясперс, «Истоки истории и ее цель» (1948)).Ясперс объяснял этот феномен тем, что человечество искало выход из роковой непредсказуемости исторического процесса и философия была призвана дать основу, смысл и назначение существования человека, указать ему прогрессивный путь.

Нарастающая неопределенность и сегодня одна из ключевых характеристик окружающей действительности. И хотя мир за 2500 лет существенно изменился, принципы и законы мышления, открытые первыми философами, например, логика Аристотеля, остаются до сих пор валидными.

Это не значит, что в старых книгах можно найти ответы на все вопросы, но там есть семена мудрости, которые могут помочь в поиске более эффективных решений, проверенных уже исторической практикой.

«Рассмотрим, к примеру, философию лютеранства, которую перенял Китай у французского деятеля Кальвина, в большей степени действовавшего в Швейцарии. Дэн Сяопин изучил эту философию и когда обучал китайцев тому, что хорошо быть богатыми, говорил гражданам, что те должны сами заботиться о себе, в частности о своем богатстве, чтобы не быть грузом для государства. Речь идет о долге, необходимости защищать собственное достоинство через изучение искусства, культуры, ремесла, чтобы реализовать с помощью этих инструментов индивидуальное лидерство, направленное на служение другим и собственное поощрение»(А. Менегетти«Молодежь и этика жизни»).

Авторы Vitalina Levchishina, Denis Pikunov , 29 января 2014


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Культура, творчість Лідерство, тімбілдинг