Роль эмоционального интеллекта в лидерстве

Роль эмоционального интеллекта в лидерстве

В рамках І Всеукраинского Форума Молодых Лидеров «ILead», проходившего 21-22 мая, Петр Холявчук выступил перед представителями молодежных общественных организаций и студентами с темой «Роль эмоционального интеллекта в лидерстве»

«Тема эмоционального интеллекта сегодня интересует многих молодых лидеров, но не все до конца понимают, в чем его практическая ценность. Суть моего выступления как раз заключалась в том, чтобы показать практический смысл эмоционального интеллекта для лидера и рассказать о возможностях его развития» - рассказывает Петр.

Обычно, тема EQ в лидерстве интересует людей, которые заинтересованы в личностном развитии, в первую очередь - руководителей, которые уже понимают значимость эмоций и психологического климата в коллективе для решения задач команды. Прошедший мастер-класс был адаптирован с учетом того, что большая часть аудитории еще учится, и не имеет как такового практического опыта работы в команде или в управлении людьми.

Поскольку большинство участников - студенты и для них привычен университетский формат обучения, формат моего выступления я обозначил как семинар с элементами дискуссии. Не тренинг, так как слишком много людей и мало времени, и не практикум, потому как слишком личная тема.
Петр, по твоим наблюдениям, верное ли представление о лидерстве у молодой аудитории?
Понятия «лидер» и «лидерство» на сегодня довольно популярны. Но не у многих есть правильное понимание, кто такой лидер на самом деле. Не многие знают, что лидер – это человек, который особым образом организовывает работу группы и принимает на себя ответственность за результаты работы группы.

У молодой аудитории (реже, но бывает и у опытных руководителей), лидер ассоциируется с человеком, который обладает выдающимися способностями в той или мной сфере. Хотя на самом деле единственное, что отличает лидера от других – его умение правильно организовывать и поддерживать работу группы.

Какие качества входят в эмоциональную компетентность лидера?

К примеру, рассмотрим такую функцию – лидер должен вдохновлять и мотивировать на выполнение поставленных задач. Мотивировать можно только на основе четкого понимания того, что важно для этих людей, что ими движет, в чем их потребности, мотивы, понимая их эмоции и потребности. Как раз такого рода понимание сотрудников возможно благодаря качеству, которым наделен эмоционально компетентный человек – эмпатия.

Либо же, другая задача, регулярно стоящая перед лидером, работать с конфликтами. Условия эффективной работы с конфликтами: саморегуляция и «настройка» эмоционального фона взаимодействия с оппонентом. Саморегуляция – это одна из четырех базовых составляющих эмоционального интеллекта.

Для лидера также важно иметь способность влиять, убеждать и аргументировать, и делать это с позиции сотрудничества, а не с помощью манипуляции, давления или агрессии. Эти умения также входят в группу навыков эмоционально компетентного человека. Таким образом, любая функция лидера напрямую или косвенно зависит от того, насколько развит у него эмоциональный интеллект.

Каким образом лидеру можно развить саморегуляцию?

Чем лучше человек понимает и идентифицирует (не трактует, не анализирует, а именно чувствует) свои эмоции и потребности, тем меньше у него проблем с саморегуляцией. По сути, в саморегуляции нуждаются те эмоции, который человек не осознает или неправильно их истолковывает. В саморегуляции нуждаются люди, которые ведут себя импульсивно. Импульсивность – проявление низкого уровня самопонимания, т.е. понимания собственных эмоций, чувств, желаний.
Фактически, путь к саморегуляции лежит через развитие самопонимания.

В то же время, существуют некие техники (особенно из НЛП), которые идут в разрез с той идеей, что эмоции – часть личности человека. Суть таких техник заключается не в понимании и принятии эмоций, а в управлении ими, словно это внешние объекты. Это подход, который перечит самой идее психологического здоровья, здоровая личность воспринимает свои эмоции не как объекты управления, а как часть себя.

А если говорить о взаимоотношениях с окружающими
В этом случае необходимо понимать, чем лучше человек знает, как он строит отношения с окружающими, тем эффективней он может использовать это знание на практике.
К примеру, если человек склонен сотрудничать, невзирая на то, как ведет себя по отношению к нему оппонент в конфликте (не замечать враждебного настроя), тогда у него есть риск не реализовать свои интересы, и даже получить моральный или материальный ущерб.
Таким образом, чем лучше человек себя понимает, тем эффективней он может взаимодействовать с другими людьми.

Одна из четырех групп компетенций, которые входят в структуру эмоционального интеллекта, способность строить отношения на равных. Если человек строит отношения на равных, что характерно для эмоционально компетентной личности, то партнер по общению с большей готовностью идет ему навстречу, позиция «на равных» позволяет более эффективно улаживать конфликты.
Таким образом, при развитии эмоционального интеллекта развивается не только понимание своих потребностей и эмоций, но и осознание того, с какой позиции человек строит отношения с окружающими – с позиции «на равных», «сверху» или манипулируя.

В своем выступлении ты рассказывал о командном менеджменте. Можешь остановиться на этом подробней?
Командный менеджмент – это то, что сегодня называют эмоциональным лидерством. В частности его суть выражается в том, что с одной стороны лидер заботится об эффективности группы, а с другой – о взаимоотношениях в команде. Это сбалансированное управление. Эффективность работы команды рассматривается как фактор, который позитивно влияет на климат в команде и мотивацию людей. В то же время, климат и мотивация людей рассматривается как фактор, который усиливает эффективность и результативность работы команды. Забота о результативности работы и об эмоциональном комфорте внутри команды это и есть командный менеджмент.

Как человеку, который позиционирует себя как лидер, определить свой уровень эмоциональной компетентности и каким образом развивать ее дальше?

Определить уровень EQ можно в психологических тренингах (в тренингах партнерского общения, влияния, управления конфликтами, тренингах по развитию эмоционально интеллекта), где используется видеообратная связь. В таких тренингах из видеопроб становится понятно, насколько я эмоционально компетентен, насколько у меня развиты навыки и способности к партнерскому общению и эмпатии и т.д. В хорошем тренинге по эмоциональному интеллекту происходит не только оценка своих способностей, но и развитие уровня EQ.

Но, хочу подчеркнуть, что у тренера, который может проводить тренинги по эмоциональному интеллекту, помимо тренерской подготовки и психологического образования, должна быть подготовка в одном из методов психотерапии. Так как тренинг развития эмоционального интеллекта – не столько про внешние инструменты, сколько про внутренний мир участников, и чтобы иметь с ним дело экологично и эффективно необходима дополнительная глубокая подготовка, которую можно получить в ходе изучения одного из методов психотерапии. Хороший тренинг по эмоциональному интеллекту по эффектам сопоставим с психотерапевтической группой, поэтому к тренеру такие высокие требования.

Таким образом, помимо участия в психологических тренингах или индивидуальной работы с психологом, иных способов целенаправленного развития эмоционального интеллекта не существует.
Семинары, и тем более книги никак не смогут повлиять на уровень EQ.

Какие темы больше всего интересовали аудиторию? Какие вопросы из зала больше всего тебе запомнились?
Нескольких человек из зала интересовал вопрос: «Чем мотивации отличается от манипуляции?». Многие люди отождествляют влияние на мотивацию человека только лишь с манипуляцией, не рассматривая возможности договариваться или влиять открыто из партнерской позиции. Это характерно не только для этой аудитории, но и для многих людей. Большинство людей, пытаясь оказать влияние, воспринимают другого как объект воздействия и, вместо партнерской позиции, занимают манипулятивную или давящую.


Еще прозвучал вопрос о том, как совместное корпоративное прохождение квестов влияет на развитие команды. Об этом на нашем сайте есть отдельная статья «Тренинг развития команды: мифы и реальность» (http://www.training-institute.com.ua/ru/articles/50). Общий смысл в том, что такой формат времяпрепровождения также влияет на командообразование, как и совместный поход в сауну. То есть очень сложно прогнозировать эффект. Это, вероятно, повлияет на отношения в коллективе, но, непредсказуемым образом. Психологический тренинг – эффективный метод осознанного и целенаправленного развития группы и продвижения ее на пути становления командной.
Довольно интересные вопросы были о разграничении и взаимосвязи понятий сопереживания, сочувствия и эмпатии.
Кроме того, участники, которые уже поработали в команде, смогли наложить рамку эмоционального компетентного лидера, которая предлагалась в моем выступлении, на лидера, под началом которого они работали. А некоторые участники смогли понять почему и как на их развитие повлияли те или иные лидеры.

Подытожив, можно сказать, что без эмоционального интеллекта невозможно быть эффективным лидером?
Если человек поймет, какие качества у него развиты лучше, а какие хуже, он может целенаправленно развивать свой лидерский потенциал. Если же не смотреть на лидерство через призму эмоционального интеллекта, довольно сложно понять, какие лидерские способности у тебя есть. По данным исследований эффективность работы представителей коммуникативных профессий и их социальный успех на 66% (J.D. Mayer, P. Salovey, D.R.Caruso «Emotional intelligence: Theory, Findings and Implications») зависят от эмоционального интеллекта. (Подробнее в статье «Эмоциональный интеллект как ресурс руководителя» http://www.training-institute.com.ua/ru/articles/33). Работа руководителя, конечно же, относится к коммуникативным профессиям.

Что лично для тебя значило участие в таком мероприятии?
Чем старше человек, тем менее он пластичен, и тем сложнее развивать его личность и его лидерские качества. Поэтому цель моего выступления заключалась в том, чтобы сформировать правильное представление о лидерстве, чтобы вовремя направить и проинформировать молодых лидеров о том, как развивать эмоциональный интеллект, чтобы они не попали в лапы тех компаний, которые не должны проводить подобные тренинги. Потому как на сегодня существует ряд сект, которые в названии тренингов, которые они проводят, спекулируют на таких понятиях как «эмоциональное лидерство» и «эмоциональный интеллект». Для меня было важно, чтобы у аудитории сложилось адекватное представление о теме и осторожность в выборе тренинговых компаний.

ОТЗЫВЫ слушателей
"Відкритий, дуже цікавий виступ. Мені сподобалося, що Петро наводив багато практичних прикладів. Жартував, добре утримував увагу аудіторії"


"Сподобалося, що виступ грунтувався на наукових знаннях. Були жарти, драйв, добре структурована і вправно подана інформація. Що варто було б повчитися іншим спікерам - ненавязлива реклама себе і своєї команди, побудована на протиставленні з іншими. Дана реклама видалася дієвою.... будучи відповідальною за корпоративні тренінги в компанії, обрала саме Петра Холявчука. Будемо звертатися до його компанії з метою організації тренінгів, не забуду згадати, де ми про нього дізналися)))"

"Интересный спикер. Один из лучших. Его подход к участникам мне понравился. Сразу видно психолог - знает чем брать :)"

Отзыв организаторов
Сергей Молчанов, менеджер проекта «Всеукраинский молодежный форум ILead»
Дуже дякуємо за співпрацю та підтримку "Київськомі Інституту Тренінгу". В результаті учасники проекту отримали дійсно корисні та важливі знання у сфері емоційного інтелекту від спікера Петра Холявчука, котрі вони зможуть максимально практично та ефективно застосовувати у своєму житті для досягення власних цілей. Розраховуємо на плідну співпрацю та партнерство в наступних проектах, зокрема у ІІ Всеукраїнському молодіжному форумі "ILead", котрий відбудеться наступного року.




Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Новини