Нет стрессу, просто расслабление

Нет стрессу, просто расслабление

Практикум «Nо stress, just relax» - новая программа Киевского Института Тренинга. О том, в чем ее особенность, и чем она может быть полезна, рассказывает Анастасия Осадчая, автор программы.

Анастасия, расскажите подробней о практикуме «No stress, just relax» ©. Какова основная цель занятий?

Практикум «Nо stress, just relax» («Нет стрессу, просто расслабление») (http://training-institute.com.ua/ru/trainings/53) – это регулярные двухчасовые занятия, которые проходят раз в неделю в вечернее время. Занятия направлены на устранение актуального стресса у участников практикума. Занятия основаны на игровых упражнениях – минимум теории, максимум эмоциональной отработки стресса. «Лейтмотив» таких занятий – «сбросить» балласт переизбытка эмоций, переживаний, напряжения, который накопился у человека за определенное время. Каждый приходит на занятия с разными целями. Для кого-то – это возможность осознать, что он не одинок в своих проблемах, для кого-то – выяснить причину конфликтов со своим коллегой или партнером, а кто-то просто приходит расслабиться, снять напряжение.

Опишите аудиторию программы. Кто и с какими проблемами приходит на занятия?

В основном это тренеры, менеджеры по продажам, HR-менеджеры и руководители среднего звена (у которых есть не только подчиненные, но и управляющие). Часто приходят сотрудники, у которых в компании царит директивный стиль управления или от своих руководителей они часто получают противоречивые указания. Приходят люди, которые уже «переросли» свою должность, но не видят пути дальнейшего развития, с синдромом профессионального выгорания. Бывали ситуации, когда руководитель, посетивший несколько занятий, приводил своих подчиненных. И такой случай не единичный.
Для меня было открытием, когда частыми гостями занятий стали специалисты в области IT. По данным некоторых зарубежных иследований, IT-специалисты находятся на одном уровне подверженности профессиональному стрессу, что и специалисты сферы «человек-человек». Предполагаю, что это связанно с их проблемами в коммуникации с другими людьми и с авральным режимом работы. Ведь в компьютерной программе для устранения ошибки существует множество алгоритмов, чего не скажешь про коммуникацию с другим человеком, где сам факт общения для них уже является стрессом.

В чем, на Ваш взгляд, уникальность и особенность программы?

Изюминка программы в том, что каждое занятие «подстраивается» под потребности участников. Конечно, у меня всегда есть определенные «заготовки», но все зависит исключительно от тех вопросов, которые в данный момент больше всего интересны группе. Кроме того, наши занятия нацелены исключительно на работу со стрессом. В большинстве существующих на рынке программ, работа со стрессом является одним из элементов тренинга, но не основной его целью. В этом уникальность практикума. Ну и конечно в тех инструментах, которые я использую.

А какие техники используются в ходе практикума?

На занятиях я часто использую всевозможные техники работы с телом – начиная от техник релаксации, с целью снять фоновый стресс и погрузиться в атмосферу «здесь и сейчас», и заканчивая элементами контактной импровизации (общение с другим человеком через взгляд и прикосновение). Также эффективно применяются арт-терапевтические техники – рисование, лепка, сочинение. Активно используются сказки, притчи, метафоры и т.д.

Есть ли единый механизм, объясняющий возникновение стрессов? Какова основная идея, на которой строится работа со стрессом в практикуме?

Один из факторов развития стресса – это стереотипы. Стереотипы нужны для того, чтобы облегчить нам жизнь, упростить привычные, стандартные моменты в нашей жизни. Но порой случается так, что стереотипы становятся неэффективными, приобретая свойства негативного фактора в нашей жизни. На практикуме мы стараемся отойти от них, и заниматься тем, чего обычно мы не делаем в повседневной жизни. Работа ведется через разные сигнальные системы, активно подключая не только слух и зрение, но и тактильные ощущения, воображение и т.д. С помощью ощущений можно посмотреть на обычные вещи с другой стороны. Как известно, дети гораздо меньше страдают от стресса. Это происходит потому, что их эмоции всегда «снаружи», они не зажимаются рамками социальных норм и приличий, разнообразными «хорошо» и «плохо». Дети воспринимают в чистом виде, без оценок, но с любопытством и интересом. Поэтому в практикуме участники могут немного приблизиться к детскому восприятию мира, испытывать те чувства, которые привычны для детей, но в силу обстоятельств стали малодоступны для взрослых.

Какие существуют факторы стресса? Какие ситуации из рядовых могут перерасти в стрессовые?

Часто это несоответствие между требованиями, которые выдвигает компания и уровнем работника. Требования либо завышены, либо занижены. Несоответствие заработной платы и объема работы сотрудника. Противоречивое, импульсивное руководство. Постоянный режим аврала. Работа на износ. Работа, которая не приносит удовольствие.

Если не работать со стрессом, не управлять им, к чему это может привести?

Стресс – не просто эмоция, это целый каскад биохимических реакций в организме. Резкий скачек адреналина в крови, учащенное сердцебиение и дыхание, замедление деятельности желудочно-кишечного тракта и повышение тонуса скелетных мышц. Такова естественная реакция организма даже на незначительную стрессовую ситуацию (например, когда неожиданно залаяла собака).
А если человек находится в состоянии постоянного стресса – например, длительное время работает «на износ», не отвлекается от работы, не ухаживает за своим душевным состоянием, в этом случае он переходит в состояние дистресса. В этом состоянии ему тяжелее просыпаться по утрам, трудно работать, он начинает быстро уставать, его раздражают повседневные ситуации, он «срывается» на коллегах и близких… В последствии это может привести к серьезным заболеваниям – артериальная гипертензия, нейродермит, язва желудка и 12-палой кишки, ишемическая болезнь сердца (инфаркт и стенокардия). И это далеко не полный список.
Интересно, что еще на начальных стадиях стресса, организм посылает нам сигналы (головная боль, повышенная утомляемость и т.д.), которые мы часто игнорируем.

Как стресс может отразиться на профессиональной деятельности?

Синдром профессионального выгорания может проявляться в нескольких направлениях. Когда у человека возникают вопросы собственной компетенции – занижается либо, наоборот, неоправданно повышается самооценка. Когда он думает о смене профессии. Или когда та работа, которая еще недавно приносила удовольствие, начинает раздражать, в итоге качество этой работы снижается. Как следствие, возникают конфликты и недоразумения с коллегами, агрессия, которая впоследствии выплескивается в семью и на всех окружающих.

А стресс может быть полезен?

Сам по себе стресс – явление нормальное и даже полезное, имеет значение наше к нему отношение. Даже если вы выиграли в лотерею – это тоже колоссальный стресс, только положительный.
Конструктивный стресс мобилизует и побуждает к действию. Такой стресс производит благоприятный эффект. Но даже такой стресс, если он имеет хроническую форму, наносит вред психическому и физическому здоровью.

Что необходимо для того, чтобы управлять стрессом?

Однозначно, одного лишь тренинга недостаточно. Очень важна постоянная работа над собой. В первую очередь, это правильная систематизация своего рабочего и личного времени. Важен отдых, который отвлекает нас от рабочих мыслей, расслабляет, после которого мы чувствуем приятную усталость и удовлетворённость.
Кроме того, я убеждена, что у человека должно быть хобби. Мало того, заниматься им нужно систематически. Стресс постоянно накапливается, и работать с ним нужно регулярно. А хобби – отличный способ снятия стресса. Например, мое увлечение – танцы. На занятиях я не думаю ни о чем, кроме танцев, и это помогает мне «прочистить голову».
Также важна самоорганизация. Не стоит сваливать всю работу в одну кучу – необходимо чередовать рутину и интересную работу. Придумывать для себя дополнительные стимулы, поощрять себя за хорошую работу – это те способы, которые также помогают снять стрессовое состояние.

Какие существуют способы снижения негативных эмоций, чтобы они не переросли в стресс?

Как один из способов, с целью профилактики выгорания необходимо ежедневно 5 раз в день задавать себе следующие вопросы: «Что я здесь делаю?», «Хочу ли я здесь находиться?» и «Что я могу сделать, чтобы выйти из этой ситуации?». И речь идет не о самом действии, а о чувствах. Ответы на такие вопросы должны стать привычкой. И очень важно не просто формально их задавать, а осознанно на них отвечать, и действовать в рамках этих ответов.

Каковы Ваши рекомендации тренерам, которые, как известно, относятся к группе людей, наиболее подверженным стрессу?

Наиболее опасной профессией с точки зрения выгорания, является онкогематология. Но в Германии такие специалисты отличаются своей эмоциональной устойчивостью и спокойствием. На вопрос, что помогает им избегать стресса, они называют хобби и супервизии. Этих двух компонентов им хватает, чтобы оставаться в целостном состоянии.
Как тренеру, так и представителю любой другой профессии, необходимо уделять время и внимание любимому занятию. Общаться c коллегами, интересоваться, обсуждать актуальные вопросы. И главное – не оставаться наедине со своей профессиональной проблемой. Это универсальный рецепт профилактики выгорания и негативных проявлений стресса.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток Тренінги для тренерів