Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Миссия коллектора и культура выполнения договорных обязательств

Деятельность коллекторов в общественном сознании, в следствие распространения различных "мифов", представлена совершенно не адекватно той функции в обществе, которую они выполняют В чем же заключается миссия профессионального коллектора?

Если спросить среднестатистического гражданина, что он думает о коллекторах, то быстро понимаешь, что очень мало хорошего. Более того, те, у кого в памяти еще свежи бурные девяностые или соответствующий кинематографический фольклор, зачастую попросту ассоциируют их с криминальными элементами. Соответственно, мало кто из наших сограждан в реальности задаётся вопросом, а кто же такие коллекторы и какую полезную функцию в обществе они выполняют.

Вследствие, наличия таких ярлыков в массовом сознании, профессиональная деятельность коллекторов осложняется не только факторами сопротивления должников, но и культурным давлением, которое находит свое отображение, как в социальном неприятии образа коллектора, так и во внутреннем дискомфорте специалиста. Цель настоящей статьи показать профессию коллектора с несколько других позиций, которые представляются мне очень важными для существования общества и которые, в большинстве случаев, полностью игнорируются должниками. В особенности, если они встали на путь нарушения договорных обязательств.

Именно с договорных обязательств мы и начнем рассмотрение этой темы. Известно, что общество обязано своим существованием наличием определенных договоренностей принятых между его участниками. Благодаря этим «договорам» закреплённым, как в общественной морали, так и законах, мы можем рассчитывать на то, что наши человеческие права (как минимум право на жизнь и право на собственность) будут хоть немного, но защищены от экспансивной и часто откровенно жестокой природы самого опасного хищника в природе - человека. Пусть это определение наших собратьев не сильно пугает читателя, те, кто в этом не убедился на своём опыте, могут заглянуть в историю, что бы понять, как мало еще в человеке человеческого и как мала та часть истории людей, которая прошла под вывеской гуманистических ценностей.

Таким образом, «человека общественного» делает его способность принимать и жить в соответствии с теми общественными договоренностями, которыми живет социум. Безусловно, часто эти общественные договоренности не только создают благо конкретному человеку, но с личной позиции конкретного гражданина могут ограничивать его стремление к получению различных благ. Например, если взять систему налогообложения, то вряд ли найдешь идеологических фанатов процесса отстёгивания своих "кровных" в казну, даже в тех странах, где эта система налогообложения очень лояльна к плательщикам.

В то же время, очевидно, что государство и общество которое оно представляет, не могут существовать без соответствующих поступлений от его членов. В этой борьбе противоположностей всегда есть место разумному компромиссу, который выражается в том, что стороны вырабатывают общественный договор и обязуются выполнять его условия. Для гарантирования выполнения условий они создают систему контроля над выполнением обязательств.

Любое высокоразвитое общество потому и высокоразвитое, что у его участников высокая культура выполнения договорных обязательств и все общественные и частные институты могут активно и запланировано развиваться во всех отношениях. Даже беглое знакомство с деловой культурой Швейцарии, Германии и других развитых стран показывает, насколько серьезно люди ставятся к взятым обязательствам в деловой сфере. Если Вы заключили с немецкими подрядчиками договор о постройке забора до конкретной даты, то можете быть уверены, что забор будет там стоять вовремя. Те, кто хоть раз строил что- либо у нас, тот знает, что без построения жесткой системы обеспечения выполнения обязательств, забора к указанной дате просто не будет или, в лучшем случае, будет только половина. Если же контролирующей системы нет, и Вы поспешили сделать предоплату, то Вы не увидите ни забора, ни строителей, ни денег.

В целом, к такому раскладу наши сограждане, в принципе, привыкли, и в этом, давно никто не видит ничего удивительного. Поэтому и объем работ, которые выполняют наши коллекторы, несмотря на схожесть процессов с их западными коллегами существенно отличается. Если в развитых странах, коллекторы выполняют в большей степени функцию напоминания о выполнении обязательств, то в случае с нашими соотечественниками я считаю, речь идет ещё и о привитии культуры выполнения договорных обязательств различными методами. Знакомясь с практикой работы коллекторов, удивляет не столько правовая и финансовая безграмотность (которая впрочем, иногда может быть и «грамотностью») проблемных заёмщиков, а сколько отсутствие минимального уважения к законному праву требования кредитора и постоянный перенос ответственности за проблемную ситуацию на третьих лиц. К группе «третьих лиц» часто относятся и экономический кризис, и погодные факторы, а также виновное всегда и во всём правительство. Видимо ни славное «купеческое слово», ни «долговые ямы» Руси, похоже, практически не оказали позитивного влияния на культуру поведения наших сограждан в бизнесе, с которой, сталкиваются кредиторы и их представители.

К сожалению, двойная мораль, которая царит в нашем обществе последние десятилетия и недостаток жестких мер по обеспечению выполнения обязательств в социуме на протяжении столетий, привели к тому, что большинство наших соотечественников не знают такого понятия, как «ответственность в бизнесе». Более того, несмотря на все попытки придать бизнесу социально ответственное лицо, у многих бизнес всё ещё ассоциируется с «кидаловом» или сверхзаработками на «бедных и несчастных». Таким образом, наш соотечественник, когда видит пункт договора «Обязанности сторон», сначала задаёт себе вопрос: «Что случится, если я это не сделаю?». Если ответственность, прописанная в договоре, не кажется ему достаточно стимулирующей к выполнению обязательств, то следующим вопросом становится: «Что выгоднее: выполнять или не выполнять?». Как правило, если ответы на первый вопрос звучали как: «Ничего», «Пусть подают в суд, а там разберемся, все равно у меня забирать нечего», «Ну будут надоедать звонками и письмами» и т.п., то реакция здесь будет не в пользу выполнения своих обязательств. В особенности, если они осложнены шестизначными цифрами.

В противовес расшатанной моральной устойчивости в деловом аспекте свойственной нашему коллективному сознанию, в соседней западной Европе, начиная со средних веков, процесс формирования «человека-ответственного» шёл несколько иным, более эффективным, но в тоже время очень жестоким путем. Стоит только заглянуть в средневековое немецкое право и артефактам представленных, например, в музее криминальной истории средневековья в немецком городе Ротенбург об дер Таубер, то сразу становится ясно, почему в странах западной Европы ответственное отношение к взятым обязательствам. (набрав в любом поисковике Das Kriminalmuseum и посмотрев какие «инструменты» применялись для того, чтобы прививать ответственность Вы получите исчерпывающее подтверждение моим словам)

Очень, по -философски, красочно описывает процесс становления ответственности в сознании немецкого народа великий немецкий философ Фридрих Ницше в своей работе «К генеалогии морали» (Zur Genealogie der Moral, 1887)

Ниже приведены несколько отрывков из этой работы, которые очень хорошо иллюстрируют тот дух, в котором формировались ответственность и уважение немцев к закону.

«Выдрессировать животное, смеющее обещать, - не есть ли это как раз та парадоксальная задача, которую поставила себе природа относительно человека? не есть ли это собственно проблема человека?..»
«"Как сотворить человеку-зверю память? Как вытиснить в этой частично тупой, частично вздорной мимолетной мыслительной способности, в этой воплощенной забывчивости нечто таким образом, чтобы оно оставалось?"... Эта древнейшая проблема, надо полагать, решалась отнюдь не нежными ответами и средствами; может быть, во всей предыстории человека и не было ничего более страшного и более жуткого, чем его мнемотехника. »
«"Вжигать, дабы осталось в памяти: лишь то, что не перестает причинять боль, остается в памяти" - таков основной тезис наидревнейшей (к сожалению, и продолжительнейшей) психологии на земле. "»
«Чем хуже обстояло "с памятью" человечества, тем страшнее выглядели всегда его обычаи; суровость карающих законов, в частности, является масштабом того, сколько понадобилось усилий, чтобы одержать верх над забывчивостью и сохранить в памяти этих мимолетных рабов аффекта и вожделения несколько примитивных требований социального сожительства. Мы, немцы, явно не считаем себя особенно жестоким и бессердечным народом и уж тем более особенно ветреным и беспечным; но пусть только взглянут на наши старые уложения о наказаниях, чтобы понять, каких усилий на земле стоит выдрессировать "народ мыслителей"»
«С помощью подобных зрелищ и процедур сохраняют, наконец, в памяти пять-шесть "не хочу", относительно которых и давали обещание, чтобы жить, пользуясь общественными выгодами, - и в самом деле! с помощью этого рода памяти приходили, в конце концов "к уму-разуму"! - Ах, разум, серьезность, обуздание аффектов, вся эта мрачная затея, называемая размышлением, все эти привилегии и щеголяния человека: как дорого пришлось за них расплачиваться! сколько крови и ужаса заложено в основе всех "хороших вещей"!..»

С деталями описания «зрелищ и процедур» Вы можете ознакомиться в первоисточнике. Скажу лишь, что было бы лучше, если бы люди могли обходиться без них. Но жизнь показывает, что те народы, которые не прошли через это так и не научились, «по -хорошему», жить дружно, уважая права друг друга.

По тем или иным причинам нашему народу или мало выпало того о чем пишет Ницше или «память» у нас очень плохая, но факт остается фактом: пройдет еще ни одно десятилетие прежде чем поменяется общественная ментальность и мы увидим ответственных людей вокруг. Ответственных за себя, за свои решения, за семью и страну.

Полагаю, что общественная миссия профессионального коллектора в современном мире заключается в том что бы проводить титаническую и неоценимую по важности работу по привитию культуры выполнения договорных обязательств и формированию «человека-ответственного» в обществе. Именно с этого заканчивается «разруха в головах и начинается чистота в клозетах» - перефразируя классика. Что бы развеять страшные мифы о коллекторах скажу, по секрету, что более чем в половине случаев эту работу делают милые прекрасные создания женского пола. Поэтому, уважаемые должники, уважайте хотя бы женщин.

Автор: Станислав Каменецкий - бизнес-тренер, практический психолог, руководитель «Центра Обучения Коллекторов» г. Киев, Украина. Связаться с автором Вы можете по адресу:stanislav@collectori.com.ua.

Некоммерческое использование этого материала возможно с активной ссылкой на www.collectori.com.ua, как на источник первой публикации.

Copyright 2011 © Cтанислав Каменецкий

Автор: Каменецкий Станислав Владимирович
Компания: Центр обучения коллекторов (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Совершенство, но не перфекционизм, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Константин Галюк на конференции «Алгоритмы успеха», Makers game group, академия игры
Как выбрать репетитора?, TRN.ua
Чем «грозит» компании оптимизация бизнес-процессов?, Группа финансовых решений
ГИД рекрутера, Softengi training center
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».