Почему после тренинга сложно привыкнуть к использованию новых навыков?

Очень часто после прохождения тренинга мы сталкиваемся со следующей ситуацией: Первое время после тренинга много воодушевления, потом начинается «откат» назад, возможно, разочарование.

Есть два взаимодополняющих объяснения этой ситуации.
Первое часто рассказывают на самом тренинге, семинаре, мотивируя участников тренироваться и учиться. Это известная модель, называемая «Круг обучения». Она четко показывает поэтапность обучения и встраивания нового навыка в повседневную жизнь. Исходя из этой модели, необходимо сделать определенное количество повторов (обычно 21-28), чтобы навык стал автоматическим и проявлялся в необходимый момент неосознанно, «сам по себе».

И так, прошел тренинг, развивающие занятие, любую другую форму обучения, человек, вооруженный новым навыком, начинает его отрабатывать. И вдруг все переворачивается «с ног на голову», не получается, идет «откат» и разочарование. «Ну, надо же, все было «ок», и тут как будто стало еще сложней, чем раньше…» Вот тут хорошо бы вовремя вспомнить еще об одной модели, «Кривой Бандуры», и прояснение ситуации происходит тут же.

Я думаю, что почти у каждого человека есть свой собственный «склад» так и не освоенных в свое время навыков. Кто-то так и не научился играть на пианино или гитаре, кто-то говорить на иностранном языке, кто-то кататься на роликах или лыжах… Альберт Бандура, канадец украинского происхождения, привнес очень понятную и простую модель, позволяющую найти выход из этого «тупика».

Когда мы начинаем тренироваться, мы воодушевлены, нам интересно, мы часто используем все скрытые резервы и получаем достаточно неплохой результат для новичка. Кривая ожидания (синяя линия) соответствует кривой освоения навыка (зеленая линия). Появляется неоправданный оптимизм, и наши ожидания еще растут. Но все скрытые резервы уже исчерпаны, рост замедляется, мы сталкиваемся с первыми трудностями, пробуксовываем. Этап « Новичкам везет» закончился. Наши результаты не растут, или вообще становятся хуже. Энтузиазм, конечно, стихает, настроение далеко от оптимистичного.

Именно в этой критической точке часто опускаются руки и вероятность сдаться очень велика. Тогда мы возвращаемся к старым привычкам и стратегиям. Сами для себя и для окружающих формулируем железобетонную причину «почему не получилось, что не так и почему стратегия не работает». Или же происходит переосмысление. Мы изменяем и делаем более реалистичными наши ожидания, ищем дополнительные ресурсы, знания, наставников, людей, которые могут оказать поддержку. И начинаем фокусироваться не на падении, а на малейших признаках прогресса по сравнению с собой еще до начала обучения! Таким образом, продвигаясь, шаг за шагом, мы можем продолжить освоение навыка, и, пройдя через кризис, наша эффективность начинает опять расти, приближаясь к кривой ожиданий.

Поэтому очень хочется, чтобы каждый участник, прошедший обучающий тренинг, знал, что взлеты и падения неизбежно будут, и продолжал работать над собой. Самое главное, что влияет на распределение сценариев - это вера в себя и преданность делу.

Относительно тренингов личностного роста, которые помогают участникам усовершенствовать свои способности, открывать новые возможности через развитие эмоционального интеллекта, то хочется отметить следующее: ключевым в развитии EQ является именно внутренняя мотивация участника и работа с целями. EQ нельзя привязать или навязать.

Кстати, если бы Николай Васильевич Гоголь знал о Кривой Бандуры, возможно, у нас был бы реальный шанс прочитать вторую часть «Мертвых душ»…


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Саморозвиток