Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Лидерство: какие умения развивать?

Лидерство: какие умения развивать?

Неподнятая целина – так можно охарактеризовать тему лидерства. И многие вспахивают эту целину. Она, во первых, дает надежду на возможные плоды активным и амбициозным пока-не-лидерам. Во-вторых, не оставляет без работы многочисленных бизнес-тренеров.

Неподнятая целина – так можно охарактеризовать тему лидерства. И многие вспахивают эту целину. Она, во первых, дает надежду на возможные плоды активным и амбициозным пока-не-лидерам. Во-вторых, не оставляет без работы многочисленных бизнес-тренеров, консультантов и коучей, штампующих и клонирующих самых сильных, передовых, успешных, авторитетных, влиятельных, продвинутых, харизматичных… словом, все новых и новых лидеров. В-третьих, прилично обогащает владельцев издательского и книготоргового бизнеса, интернет-порталов и тематических сайтов, организаторов конференций и мастер-классов «всемирно известных лидеров».

Попробуем и мы пройтись по этой теме, но, поскольку она поистине неисчерпаема, остановимся только на некоторых аспектах, важных для тех, кто впервые сталкивается с вопросами обучения лидерству.


Помните, два джентльмена, Хиггинс и Пикеринг в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» заключили пари о том, что через шесть месяцев сделают из уличной девчонки – цветочницы Элизы Дулиттл светскую леди? Ныне же счет времени шел бы уже на часы.

Бизнес есть бизнес: если имеется спрос, то рано или поздно найдутся и те, кто готов сделать все «только для вас и именно так, как вы хотите». Сегодня некоторые «гуру», явно не джентльмены, обещают за считанные дни превратить желающих из гадкого утенка – не-лидера в прекрасного лебедя – лидера. Чему только не учат в таких инкубаторах для вожаков! Какие «сдвиги», «открытия», «рывки» и «нью-парадигмы» (цитирую дословно из рекламных предложений программ развития лидерства) обещают!

И доверчивые «утята», поверив громким обещаниям, слетаются на зов в стайки, надеясь быстренько «опериться» и непременно стать вожаками. Конечно, «в клювике» нужно принести немалую сумму для того, чтобы за считанные часы превращение совершилось. Правда, остается еще один вопрос: если в стае будут одни вожаки, которые летят впереди, указывая другим путь, то кого же они, в конце концов, поведут за собой?

Татьяна В., журналист



Отвечает Наталия Лозийчук, главный редактор журнала «Я – ПЕРШИЙ», директор тренинг-центра «Спикер» (Киев)

Это только часть письма, которое мы получили в ответ на статью бизнес-тренера Людмилы Мельник «Я сейчас тебе как дам больно, и ты станешь лидером», (см. № 5–6 за май–июнь 2008 г.). Но и из по этой части явно видно определенное отношение автора к рассматриваемой теме. Я как редактор благодарна Татьяне за откровенность, поэтому позволю себе прокомментировать письмо от своего имени. Статья уже получила резонанс – активно обсуждается, в том числе и в интернете, а мы вот уже полгода получаем наших читателей, за что им весьма признательны. Значит, мы затронули актуальную тему.

Сразу соглашусь с правом автора письма на такую точку зрения. Я и сама получаю иногда приглашения на тренинги по лидерству, вызывающие у меня только недоумение: это все гарантируют осуществить за два дня? И можно ли серьезно относиться к такому, например, определению лидерства: «Лидер идет впереди, это умелый оратор, ведущий людей за собой»?

Да и слова Татьяны о том, что «если имеется спрос, то рано или поздно найдутся и те, кто готов сделать все «только для вас и именно так, как вы хотите», тоже справедливы. Воспользуюсь терминологией автора письма: сам рынок тренингов по лидерству проходит определенный «инкубационный период», является молодым. А что, разве в других сферах отечественного бизнеса дела обстоят иначе?

В то же время подчеркну: есть такие качественные программы развития лидерских качеств и компетенций, что «за державу не обидно». И критическая масса таких продуктов только растет. А на том, что именно можно и в первую очередь следует развивать тем, кто претендует на звание лидера, как не ошибиться при выборе программ, хотелось бы подробней остановиться. Надеюсь, это информация поможет лучше разобраться в этих вопросах.


Лидер идей и лидер людей

В истории человечества есть много великих людей, которых можно отнести к категории «лидер идей». Это известные и признанные человечеством ученые-первооткрыватели, творцы, создавшие мировые шедевры культуры, мыслители-сподвижники… Разве нельзя назвать их лидерами? Наверное, можно. Поэтому те программы, которые включают в себя развитие креативности, инновационности, нестандартного мышления, тоже в некоторой степени решают вопрос лидерства, – но только «лидерства идей».

Остановимся более подробно на другом аспекте вопроса. Современный менеджмент напрямую связывает лидерство с управлением людьми. «Лидер людей», человек, который влияет на других, ведет их за собой к определенной цели, – таким смысловым значением наполнено понятие «лидер» в бизнесе. Все остальное: большой доход, высокий статус и пост, карьера – напрямую не являются признаками лидерства. А вот желание и умение руководить другими – необходимое условие. Поэтому главный вопрос к будущему лидеру: а есть ли у него желание работать с людьми, брать за себя ответственность за действия других, разделяя с ними успех и лично отвечая за провал в случае неудачи? Вопрос о лидерских навыках во многом связан с вопросами взаимодействия «я и они».


Какие лидерские качества можно и желательно развивать?

1.Уверенность в себе. Это напрямую относится к профессиональной компетенции: нужно стремиться к тому, чтобы стать экспертом в деле, которым занимаешься. Второй аспект – отношение к промахам: ошибка – не трагедия, а полезный урок.

2.Управленческие навыки. Их спектр достаточно широк, но есть необходимые компетенции, важные для каждого менеджера-лидера. Любому управленцу важно уметь:
- ставить личные и командные цели,
- планировать, корректировать планы по приоритетам,
- делегировать полномочия и ответственность,
- организовывать командное взаимодействие других,
- управлять временем – своим и подчиненных,
- управлять конфликтами.

3.Умение убеждать. Результативность любого общения, в том числе делового, можно существенно повысить за счет совершенствования ораторских и презентационных навыков. Связаны с этим и другие умения – достойно отстаивать свою точку зрения, а также слушать и слышать собеседников.

4.Умение влиять на других благодаря знанию основ психологии и способов влияния. Здесь важно понимать природу и механизмы воздействия на людей, изучить способы влияния и приемы противостояния чужому влиянию в общении.

5.Умение вести переговоры. Полученная в результате обучения теория за счет постоянного применения на практике может относительно быстро повысить КПД любых переговоров не только в бизнесе. Важно ли для лидера уметь добиваться своих целей в переговорах? Это вопрос скорее риторический.

6.Умение организовывать людей. Этот навык может быть приобретен достаточно быстро и эффективно, особенно если изучить приемы управления коллективом, т. е. знать, как лучше отбирать тех, кто нужен для выполнения определенных рабочих процедур, как оптимально расставлять сотрудников, обеспечивая хорошую коммуникацию между ними, и как при необходимости менять характер их взаимодействия на горизонтальном и вертикальном уровне.

7.Умение обучать других, передавать опыт. При позитивном отношении к людям и желании получать обратную связь от группы обучаемых можно, изучив ряд технологий обучения, успешно передавать другим знания и опыт. Это технологии тренинга и коучинга, с которыми очень полезно ознакомиться всем нынешним и будущим руководителям. Нелишним здесь будет такое качество, как терпение, а обязательным слагаемым успеха – желание постоянно учиться самому.

8.Стрессоустойчивость. Изменить реакцию организма на стресс практически невозможно, она дается от рождения. А вот классифицировать источники стресса, уметь их вовремя нейтрализовать и корректно выходить из стрессовых ситуаций вполне реально, если овладеть приемами поддержания устойчивого психоэмоционального состояния.


Для новичков: вопросы – ответы

Выбирая программу развития лидерских качеств и компетенций, желательно обратить внимание на следующие нюансы:

1) спросите прямо у организаторов обучения: а что вкладывает данный тренер-коуч в понятие «лидерство»? Какими качествами обладают, по его мнению, настоящие лидеры? Четкий ответ на этот вопрос позволит быстрее понять суть идеального образа лидера, который вам предлагают воплотить;

2) сопоставьте полученный ответ с вашим личным видением такого идеала. Возможно, стоит призадуматься над тем, нужно ли вас, взрослого, сложившегося человека, имеющего свое представление о мире, свои склонности и убеждения, перекраивать под чужой шаблон лидерства;

3) нелишне будет узнать, за счет чего достигается эффект развития лидерских умений и навыков. Конечно, иногда непросто вникнуть в разные методические тонкости, но само наличие аргументированного и понятного(!) ответа уже дает надежду на то, что данная программа проработана профессионально, а не является неким экспериментальным вариантом;

4) выясните, какого рода домашние задания предполагаются.
Не удивляйтесь, хотя это и звучит как-то по-школьному. Дело в том, что в некоторых лидерских программах участники тренингов или школ лидерства должны проходить различные испытания, в том числе и настолько «нетривиальные», что желательно узнать об этом заранее. Возможно, некоторые из них могут вам не подойти по моральным либо иным соображениям.
Наверное, не каждый решится даже с целью преодоления неуверенности в себе ходить, например, по городу босиком в несуразной одежде и собирать милостыню, а дома одеваться только в мешковину. Был случай, когда именно такое задание дали владелице и руководителю дизайнерской мастерской, матери взрослых детей. Это увидели знакомые, узнали приятели и клиенты… Человеку, который потратил много лет на то, чтобы украшать интерьеры домов и квартир, развивать у себя и других тонкий художественный вкус, формировать широкий круг лояльных клиентов, почти друзей, заслуженно получить определенный социальный статус и материальный достаток, такое испытание оказалось просто не под силу. Не вдаваясь в печальные подробности, скажем, что после подобного «домашнего задания» этой бизнес-леди пришлось обращаться за квалифицированной помощь к психотерапевту и надолго оставить все служебные дела. А что пережили ее родные, и вспоминать не хочется.
Что же касается нравственных аспектов некоторых технологий «выращивания лидеров», то журнал «Я – Перший» недавно писал на эту тему в статье «Я сейчас тебе как дам больно, и ты станешь лидером» (№ 5–6 за май–июнь 2008 г.);

5) информация о количестве людей в группе также может оказаться полезной, поскольку оптимальное число для подобных программ – 10–15 человек.
И напоследок – самый главный вопрос, который стоит задавать себе постоянно, стараясь честно на него ответить: а зачем становиться лидером? Это действительно ваше желание или, возможно, только дань моде?


Наталия Лозийчук,
директор тренинг-центра «СПИКЕР» (Киев)

Опубликована в обучающем журнале «Я-ПЕРШИЙ», №11, ноябрь, 2008

Автор: Лозийчук Наталия
Компания: Спикер, тренинговый центр (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Печатка вже не є обов’язковим реквізитом документа, Професійні видання
История и польза степ-аэробики, степ-платформы, Smart Fitness Academy, обучение фитнес тренеров и менеджеров
Держпраці роз’яснило повноваження інспекторів праці органів виконавчої влади, Професійні видання
Ризики – дорослим не іграшка, ТОТ, центр бизнес-технологий
Мне не нужно учиться - я и так все знаю!, Сварог
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».