Искусство эффективного руководства

Искусство эффективного руководства

Если хотите делать карьеру - проявляйте как можно больше инициативы, будьте на гребне событий, которые происходят в компании

«Времена, когда слово „карьерист“ было ругательным, уже прошли. Сегодня делать карьеру — это правильно», — считает Таисия Василишина, генеральный директор консалтинговой компании «ТОП АкадемиЯ», автор и ведущая учебного курса «Школа эффективного руководителя». Мы решили узнать у нее, что же нужно делать для того, чтобы овладеть искусством эффективного руководства.

Искусство эффективного руководства

«Т»: Таисия, у меня к Вам простой вопрос: как стать руководителем? Есть же много хороших специалистов, которые мечтают стать руководителями, но не знают, что для этого нужно делать…

Т.В.: Исследуя тему менеджмента и наблюдая за людьми в организациях, я пришла к выводу, что есть три категории сотрудников:

1. Первая категория — те, кто хочет быть руководителем и говорит об этом открыто, ставя перед собой амбициозные цели. Это люди, которые не ленятся преодолевать трудности в достижении своих целей. Они действительно хотят быть руководителями и делают все для этого.

2. Вторая категория — люди, которые говорят, что не хотят быть руководителями. Но на самом деле они этого тоже хотят. Такие сотрудники просто не желают напрягаться, сталкиваясь с трудностями, и поэтому предпочитают установку «руководство и управление — это не для меня». Часто здесь присутствует явно выраженное внутреннее противоречие, а порой и внутренний конфликт. Как правило, это нереализованные специалисты.

3. Третья категория — это специалисты, которые действительно не ставят перед собой цели быть руководителем. Они реализовываются как профессионалы в своей специализации. Думаю, что хотя бы раз в жизни вопрос быть или не быть руководителем и у них стоял на повестке дня. Просто они делали выбор не в пользу управления, а в пользу специализации. Мы все знаем, что хороший специалист — не всегда хороший руководитель.

Если хотите делать карьеру - проявляйте как можно больше инициативы, будьте на гребне событий, которые происходят в компании

Для тех, кто мечтает стать руководителем, есть несколько рекомендаций:

Прежде всего, изучите себя более глубоко и узнайте насколько вы способны работать с людьми, что происходит с вами при более тесном взаимодействии с коллегами в разных, порой не очень комфортных рабочих ситуациях. Что вы чувствуете при этом? Проанализируйте свои лидерские качества. Что вам легко делать и что, напротив, вызывает затруднения в работе с людьми. Сделанные выводы помогут вам увидеть свои узкие места в работе с людьми.

Второе, что следует учесть: начиная карьеру руководителя, продвигаться в этом нужно шаг за шагом. Для начала, например, вы можете взять в разработку какой-то конкретный проект и реализовать его, выступая в роли руководителя данного проекта. По окончании проекта обязательно проанализируйте то, с чем вы столкнулись во время работы, чему научились, чего не ожидали, что бы вы сделали по-другому и т. д. Проанализируйте себя с точки зрения своих сильных и слабых сторон. Это и будет ваш первый план развития как руководителя.

Очень полезным будет проявление инициативы перед вашим руководством. Фраза «инициатива наказуема» здесь неуместна. Если хотите делать карьеру — проявляйте как можно больше инициативы, будьте на гребне событий, которые происходят в компании. И, конечно же, я рекомендую быть настойчивым и трудолюбивым. Потому что работать нужно будет много. Есть такая шутка: «Поздравляем Вас! Вы стали руководителем, и теперь Вы будете работать не 8 часов, а 12». Это, конечно же, шутка, но, как говорится, в каждой шутке — доля правды.


Таисия Василишина, генеральный директор консалтинговой компании «ТОП АкадемиЯ», автор и ведущая учебного курса «Школа эффективного руководителя»

«Т»: В чем, на Ваш взгляд, суть руководящей должности?

Т.В.: На эту тему мне очень нравится известное высказывание о том, что искусство руководителя проявляется не в том, чтобы заставить подчиненных сделать что-либо, а в том, чтобы заставить их захотеть сделать это.

Именно в этом, на мой взгляд, и есть суть работы руководителя. А вот каким образом руководитель это делает — это уже инструменты менеджмента, его уровень профессионализма, стиль управления, а также личные «фишки» руководителя.

Этот человек — проводник, который ведет компанию к цели, и на этом пути важно уметь правильно распределять ресурсы, учитывать изменения внешней среды, грамотно формировать внутреннюю среду, творчески подходить к решению проблем и многое другое. Как сказал профессор менеджмента Стендфордского университета Робберт Саттон, «Менеджмент — это искусство достижения цели в условиях ограниченности ресурсов».

Руководитель должен уметь зажигать, вдохновлять и мотивировать разных сотрудников

Также руководитель — это лидер. Человек, который умеет эффективно работать с людьми, не похожими на него. Часто руководители идут по пути наименьшего сопротивления, окружая себя себе подобными, поскольку их легче понимать и с ними легче общаться. Но именно те сотрудники, которые по своим качествам сильно отличаются от руководителя, в наибольшей степени обогащают его и делают сильнее. И тот талантливый менеджер, кто умеет работать так. Руководитель должен уметь зажигать, вдохновлять и мотивировать разных сотрудников.

«Т»: Можно ли научиться быть руководителем, или для этого нужен талант, богатый опыт, что-то еще?

Т.В.: Руководителем нужно именно учиться быть. Стать эффективным руководителем можно только пройдя определенный путь. Конечно, важен собственный опыт человека, который помогает ему в профессиональном становлении.

Также быстрее и эффективнее будет, если человек начнет обучаться, посещая специальные курсы, тренинги, семинары, читать литературу, не пропуская даже маленького шанса узнать что-то о том, как стать эффективным руководителем.

Здесь нужна золотая середина в сочетании теории и практики. Например, когда человек только учится, не применяя полученные знания на практике, это очень оторвано от жизни. Потому что теоретические знания полезны именно через практический опыт.

Если человек пренебрегает теорией — тоже плохо. Если он выбирает только практический подход и учится исключительно на своем опыте, тоже не совсем верно. Такой подход может повлечь за собой много ошибок, которые стоят дорого.

Руководитель обязан обучаться всегда. Способность к непрерывному обучению — одна из основных компетенций эффективного руководителя.

«Т»: Разделяете ли Вы подход «руководителем можно стать, лишь пройдя длинный путь, где много проб и собственных ошибок»?

Т.В.: Конечно же, собственный опыт — самый ценный, свои ошибки — самые дорогие. Здесь важно не допускать повторения ошибок. А ошибки в любом случае будут. Ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Настоящий руководитель — тот, кто признает свои ошибки и открыто о них говорит, а также пытается их исправить. Если руководитель делает так, значит, он — лидер.

«Т»: Как считаете, быть карьеристом — это позитивно или нет?

Т.В.: Вокруг понятия «карьерист» до сих пор много стереотипов. Кто-то считает это неправильным, а другие делают карьеру, несмотря ни на что.

Мне кажется, что времена, когда слово «карьерист» было ругательным, уже прошли. Делать карьеру — это правильно. Для меня это значит, что у человека есть цель, он знает, как ее достичь и ежедневно работает над этим, причем зачастую и днем и ночью.

Неоднозначным есть вопрос «Как делать карьеру?». Как делать карьеру с точки зрения ценностей и как делать карьеру с точки зрения каких-то конкретных практических навыков человека.

Способность к непрерывному обучению - одна из основных компетенций эффективного руководителя

С ценностями все просто: у каждого человека они свои. Если на первом месте при любых обстоятельствах стоит семья, как самая главная ценность, то карьера будет строиться с учетом этого. Бывает, что главная ценность — это признание и известность. Такая карьера строится по-другому.

Что касается практических навыков и инструментов построения карьеры, то этому тоже нужно учиться. Это ведь тоже определенная технология, и ее нужно знать. Важно понимать, с чего необходимо начать, какая должна быть последовательность приобретения навыков. Иногда нужно сделать как бы шаг назад и поработать, возможно, на более низкой должности или в отдаленном регионе с целью приобретения бесценного опыта. У человека должен быть план построения карьеры. Это такой же проект, как и любой другой в его жизни.

Карьерист для меня — это целеустремленный человек, обучающийся и развивающийся системно и непрерывно. Он приносит пользу не только себе, но и компании в достижении ее целей. Также он полезен обществу. И это тоже вопрос ценностей. Где было бы наше общество в своем развитии, если бы в его истории не было амбициозных карьеристов?

«Т»: Какие личностные качества должны быть присущи хорошему руководителю?

Т.В.: Таких качеств очень много. Я остановлюсь на трех основных, на мой взгляд:

1. Одно из важных качеств личности руководителя —умение управлять собой. Работа руководителя трудна, полна волнений, а часто и стрессов. Каждый руководитель должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, чтобы постоянно поддерживать свой уровень производительности.

2. Второе важное качество — умение влиять на людей.Руководители должны постоянно воздействовать на сотрудников и коллектив. Руководитель, который недостаточно настойчив, не устанавливает взаимодействия с окружающими и у которого недостаточно развито умение выражать себя и слушать других, не может быть эффективным. Если он лидер, он обязан уметь вдохновлять.

3. И еще одно из важнейших качеств — способность к непрерывному саморазвитию.Руководителям необходимо добиться значительных успехов в саморазвитии. Если руководитель не может преодолеть свои слабости и работать над собственным ростом, его ждет провал, даже если сейчас у него все хорошо. Такие люди недостаточно динамичны, склонны избегать острых ситуаций, позволяют скрытым способностям так и остаться неразвитыми. Их работа превращается в рутину тем больше, чем чаще они в интересах личной безопасности исключают из своей деятельности ситуации, которые являются провокационными и развивающими.

Также я бы назвала еще такие важные черты личности руководителя:

  • выдержка и сила воли,
  • умение логически мыслить и решать проблемы,
  • креативность и творчество,
  • коммуникативные компетенции,
  • оптимизм и чувство юмора.

Отдельно хотела бы выделить такое важное качество, как способность к стратегическому видению. Тот, кто может подниматься над ситуацией, видеть глубже и дальше, тот имеет значительное преимущество в менеджменте.

«Т»: Почему одни сотрудники легко двигаются по карьерной лестнице, а для других это недостижимо?

Т.В.: Все зависит от мотивации и самомотивации. Конечно же, большую роль играют настойчивость, способности, опыт работы и многие другие вещи. Но пока человек не разберется сам, зачем ему это нужно, он не будет двигаться вперед по карьерной лестнице легко и быстро. Тут на помощь может прийти коучинг.

Времена, когда слово «карьерист» было ругательным, уже прошли. Сегодня делать карьеру - это правильно

Это один из эффективных инструментов в развитии руководителя, в определении его целей, а также в их достижении. Работа с коучем одинаково полезна, как для начинающих руководителей, так и для уже состоявшихся.

Если человек знает свои цели, и одна из них — стать руководителем, если он замотивирован и знает зачем ему это нужно, если он проложил путь и знает как будет достигать своей цели, то делать карьеру становится намного проще. Конечно, путь длинный, но «дорогу осилит идущий»!

«Т»: В чем плюсы и минусы работы руководителя?

Т.В.: Это очень индивидуально. Для кого-то что-то будет жирным минусом, а для другого это же самое будет всего лишь особенностью в работе.

Главным плюсом есть то, что чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице, тем больше у вас возможностей, в том числе и финансовых. А значит — больше свободы. Но и ответственности при этом тоже больше. Здесь уже вопрос готовности человека брать на себя эту ответственность. Ведь у каждого своя степень зрелости.

Основным же минусом я бы назвала то, что руководитель вынужден много жертвовать своим личным временем. Это то драгоценное время, которые с удовольствием можно было бы потратить на семью, детей, друзей или любимые занятия. Конечно, мы говорим о балансе жизненных сфер и тайм-менеджменте, но давайте смотреть правде в лицо — руководитель всегда работает больше, чем кто-либо другой.

«Т»: Ваши рекомендации начинающим руководителям — тем, кто недавно получил такую должность, и тем, кто только хочет ее получить.

Т.В.: Рекомендаций может быть много, но я бы остановилась на следующих рекомендациях:

  • Создавайте свою команду — не будьте эгоистом, будьте заинтересованы в общем деле и готовы защищать общие интересы.
  • Стремитесь к развитию своей личности и ее совершенствованию, это позволит вам справляться со все более сложными задачами.
  • Развивайте в себе способность и умение доводить до конца любое дело.
  • Будьте лояльны к компании, где работаете.
  • Развивайте такое важное качество как гибкость, она позволит успешно справляться с неожиданными ситуациями.
  • Будьте дисциплинированными и готовыми к выполнению требований, вне зависимости от личных проблем и настроения. Это основа вашего авторитета.
  • Учитесь быть благодарным, проявляя заслуженную признательность по отношению к людям.

И еще один важный совет — помните, что очень часто сотрудники уходят не из компаний, а от начальников.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI