Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

8 признаков того, что вашей организации необходим коучинг

8 признаков того, что вашей организации необходим коучинг

Как отмечают специалисты, сегодня коучинг — это не только мощный инструмент личностного развития, но и один из современных подходов к управлению компанией. О том, как использовать коучинг в бизнесе, для чего он нужен, и когда его лучше применять.

Автор: Ирина Грабовская
Источник: интервью портала Training.com.ua с Аллой Заднепровской про коучинг в организации


Как отмечают специалисты, сегодня коучинг — это не только мощный инструмент личностного развития, но и один из современных подходов к управлению компанией. О том, как использовать коучинг в бизнесе, для чего он нужен, и в каких ситуациях его лучше применять, мы поговорили с Аллой Заднепровской, коучем, консультантом по управлению и руководителем КГ «Живое дело».


«Т»: Алла, расскажите, почему сейчас так актуально говорить о коучинге в бизнесе?

А.З.:
Экономическая и политическая обстановка, бешеные скорости современного мира вынуждают бизнес интенсивно меняться. Поэтому чуть ли не самым главным для организации является ее способность адекватно реагировать на эти изменения, а еще лучше опережать их. А эта способность напрямую зависит от умения сотрудников меняться.

Коучинг — как раз та технология, которая помогает людям в этих изменениях. Он направлен не только на достижение цели с наиболее оптимальным вложением ресурсов, но и на развитие человека. А уже само развитие предполагает изменения. Коучинг создает ту среду, в которой изменения происходят наиболее легко и естественно.

«Т»: В чем особенность применения коучинга в бизнесе? Как он работает?

А.З.:
Цель коучинга в бизнесе — оптимизировать достижение целей компании за счет повышения КПД, раскрытия потенциала и задействования скрытых ресурсов ее сотрудников и команды в целом.

В отличие от консалтинга, который, как правило, предлагает бизнесу технологические вещи, коучинг помогает сотрудникам работать эффективнее за счет «включения» и задействования их внутренних ресурсов. Причем это не значит, что сотрудники не хотят работать хорошо, просто коучинг помогает им найти в себе те способности, которых они пока не видят, но которые в итоге помогут им работать намного эффективнее для достижения целей компании.

Суть коучингового подхода в управлении: вместо инструкций и готовых решений — вопросы.

"Цель коучинга в бизнесе — оптимизировать достижение целей компании за счет задействования скрытых ресурсов ее сотрудников"

Возьмем, к примеру, постановку задач подчиненным. Конечно, намного быстрее и проще рассказать ему план выполнения, обозначить контрольные точки и в них отслеживать. Это классика менеджмента. Но при этом вряд ли задействуются дополнительные ресурсы человека. Кроме того, он безынициативен, может быть не мотивирован, да и ответственность перекладывает на руководителя, поскольку это решение было спущено сверху.

В коучинге же происходит следующее. Руководитель не рассказывает подчиненному, как выполнять то или иное задание, а задает ему ряд вопросов:

  • Как ты видишь решение этой задачи?
  • Какими путями ее можно решить?
  • Почему именно так?
  • Есть ли еще какие-нибудь пути решения?
  • Что было бы более эффективно?
  • Где ты можешь взять информацию?
  • Как бы поступил в этой ситуации авторитетный для тебя человек? и т. д.


В результате подчиненный придумывает свой алгоритм достижения поставленной цели. А когда мы сами решаем и создаем план действий, то он уже становится нашим. Мы не воспринимаем его, как нечто навязанное руководством: этот план появился внутри нас, а значит, мы автоматически ответственны за него и относимся к нему как к своему «детищу». Таким образом, сама по себе возникает мотивация, ответственность, и образно говоря, человек начинает «бежать быстрее и энергичнее».

«Т»: Коучинг подходит для применения во всех компаниях или только в некоторых?

А.З.:
Коучинг — не универсальный и не самодостаточный инструмент для бизнеса, в этом его особенность. Это значит, что нельзя, например, коучингом полностью заменить менеджмент. Он всего лишь подход к управлению. Также это значит, что коучинг работает не в каждой компании, не в любой ситуации и не с каждым сотрудником.

Именно поэтому я не сторонник применения коучинга в бизнесе только в дань моде. Ведь не для каждой организации и не во всех ситуациях он может быть эффективен и вообще оправдан. И если собственник или топ-менеджер рассматривает коучинг как панацею, а потом оказывается, что он не сработал в той или иной ситуации, то репутация коучинга будет страдать.

Коучинг в бизнесе — это ресурсоемкий проект. Он требует времени и денежных вложений. Поэтому важно, прежде чем принять решение его использовать, хорошенько подумать: действительно ли он нужен, взвесить все за и против.

"Авторитарный стиль управления в компании несовместим с коучингом"

Итак, в каких организациях коучинг не стоит применять:

  • организации, которые не развиваются, а больше склоняются к стабильности — потому что коучинг это всегда развитие и изменение,
  • организации, которые не готовы выделять временные и денежные ресурсы на внедрение или даже использование коучинга как одного из подходов к управлению,
  • организации, в которых не предусмотрен карьерный рост сотрудников — потому что с коучинг-подходом сотрудники быстро растут и могут уйти в другую компанию, если вы не создадите им новых, подходящих условий,
  • организации с авторитарным стилем управления — потому что с коучинг-подходом руководитель теряет возможность всегда быть правым.


«Т»: В каких же компаниях коучинг уместен и когда его стоит применять?

А.З.:
Коучинг больше всего уместен для развивающихся компаний. Например:

1. для разработки стратегии компании,

2. для внедрения изменений,

3. для принятия сложных, не очевидных решений,

4. для модернизации, разработки каких-либо новшеств,

5. для объединения команды,

6. для создания новых направлений, проектов,

7. для выработки индивидуального стиля работы сотрудника (пример: продавец)

8. для налаживания взаимодействия между подразделениями и т. д.

Другими словами, коучинг уместен для задач, где нет однозначного решения. Так, например, в государственных структурах, где главенствуют не идеи, а инструкции и связи, применение коучинга вряд ли будет оправдано.

«Т»: Какие существуют способы использования коучинга в организации?

А.З.:
Коучинг в бизнесе может работать в нескольких вариантах:

1. индивидуальный коучинг первых лиц и топ-менеджеров компании — осуществляется силами внешних и/или внутренних коучей;

2. индивидуальный коучинг руководителей и специалистов — осуществляется либо внутренним коучем, либо непосредственным руководителями, которые обучались коучинговым технологиям;

3. коучинг команд — помогает команде найти лучшее решение по достижению цели и построить структуру поддержки по внедрению этого решения в жизнь;

"Коучинг уместен для задач, где нет готового однозначного решения"

4. организационный коучинг — технология оптимизации работы организации как системы в целом, предполагает различные формы применения коучинга (индивидуальный, коучинг команд, как подхода в уаправлении);

5. внедрение коучинга в управленческую культуру то, что многие называют «менеджмент в стиле коучинг». Это когда руководители осваивают коучинг-подход и осуществляют его в менеджменте через свои каждодневные функции — планирование, организацию, контроль, мотивирование — и дополнительно еще развивают своих подчиненных.

«Т»: Дайте, пожалуйста, простое определение коучинг-подхода в менеджменте.

А.З.:
Коучинговый подход в управлении — взаимоотношения между руководителем и подчиненным, которые приводят к росту уверенности и мотивации подчиненного, повышению его ответственности, и значит, к увеличению эффективности и результативности работы компании в целом.

Коучинг-подход в менеджменте направлен на организацию поиска максимально эффективных путей достижения целей компании и воплощению их в жизнь самими сотрудниками. При этом он дополнительно решает задачу развития сотрудников.

«Т»: С чего нужно начинать компаниям, которые хотят внедрить коучинг-подход?

А.З.:
Начинать внедрение лучше со встречи с первым лицом. Потому что если у собственника, например, есть запрос на изменения в организации, то важно, чтобы он сам понимал, для чего ему эти изменения и эта организация.

Если на это не обращать внимания, а пытаться «лечить» организацию, вовлеченную в этот процесс, без первого лица, то эффект будет очень неоднозначный. И зачастую он не имеет ничего общего с тем решением, к которому мы приходим, когда начинаем работать с первым лицом.

Например, в моей практике была следующая ситуация. Собственник заявил, что хочет внедрить в компании Balance Scorecard. Когда же началось взаимодействие коуча с собственником, оказалось, что ему просто этот бизнес уже очень надоел, и он хотел внедрить данный инструмент, потому что где-то прочитал, что с ним бизнес начинает работать как часы, при минимальном вмешательстве собственника. Именно поэтому он захотел внедрить эту технологию у себя в компании.

Впоследствии, после взаимодействия с коучем, от первоначального решения ничего не осталось. Вместо этого собственник принял решение отойти от управления компанией и наделить этими полномочиями наемного менеджера. Себе же он оставил только инвестирующую и контролирующую функции. Получается, что от запроса о внедрении Balance Scorecard мы пришли к совершенно другой задаче.

«Т»: Дайте несколько рекомендаций для эффективного применения коучинга с сотрудниками.

А.З.:
Я считаю, что коучинг не должен быть обязательным, он должен быть исключительно по желанию. Кроме того, коучинг уместен не со всеми сотрудниками.

Объясню почему: очень важно, чтобы подчиненный хотел развиваться, хотел большего, чем он имеет сейчас. Чтобы он был мотивирован на достижение новых целей, способен строить доверительные отношения и готов к изменениям. Ведь при коучинге изменения неизбежны.


"Если руководитель подводит подчиненного к нужному для себя решению — это не коучинг"


Если же человека все устраивает, и развиваться и добиваться большего он не хочет, то с таким подчиненным коучинг просто неуместен.

Также для эффективного применения коучинга очень важно доверие. Если руководитель подводит подчиненного к нужному ему решению — это не коучинг. Это будет только демотивировать. Нужно помнить, что коучинг — это не игра, а высокоэффективная технология, которая при правильном использовании приносит достойные плоды.

Автор: Заднепровская Алла
Компания: Живое дело, консалтинговая группа Аллы Заднепровской (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Названы самые инновационные компании мира, IT Education Center
12 причин никогда не сдаваться, Школа лидерства, образовательный проект
Эффективное управление отделом продаж. Отдел продаж своими руками, Национальный, бизнес-центр
Управление продажами, основные тенденции, Национальный, бизнес-центр
Газета «Консультант Кадровика», № 2 (134) 2017, Професійні видання
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».