Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Коучинг как философия. Блиц-интервью Анжелы Ястреб для HRMagazine

Коучинг как философия. Блиц-интервью Анжелы Ястреб для HRMagazine

В рамках конференции «Коучинг-подход в управлении компанией» организаторы – Training.com.ua и HRMagazine – проводят блиц-интервью со спикерами мероприятия. Ниже Вы можете ознакомиться с интервью Анжелы Ястреб.

«Т»: В каком формате коучинг наиболее эффективен в компании?

А.Я.: Прежде всего, стоит разграничить коучинг как философию и стилистику коучинга. В первом случае, коучинг становится стилем жизни, способом мышления человека в частности и организации в целом. А существуют отдельные инструменты, методы и школы, которые имитируют коучинг.

Из-за неразграничения этих понятий множество больших компаний разочаровываются в коучинге и даже начинают относиться к нему с цинизмом. Они рапортуют, что у них в организации есть коучинг, но на самом деле это лишь отдельные вырванные из контекста методы, не сведённые до уровня менталитета и наставничества. Конечно, самым эффективным является принятие философии коучинга на всех уровнях организации, именно это может привести её к расцвету.

«Т»: При каких условиях стоит внедрять коучинг в организации?

А.Я.: Во-первых, важно различать философию и стилистику коучинга. Во-вторых, важно понимать ценности организации, те писанные и неписанные правила, в соответствии с которыми она функционирует. Если мы, скажем, возьмём авторитарную организацию или другую, ценности которой не соответствуют коучинговым ценностям, то возникнет конфликт парадигм, непринятие коучинга.

Организация должна быть открытой, честной, прозрачной. А ныне часто случается обратное. Руководство организации услышало, что коучинг — это круто, это сейчас «писк моды» в бизнесе, это волшебный эликсир от всех проблем, и начинает привносить в деятельность отдельные инструменты, думая, что это и есть коучинг.

Но отдельные элементы коучинга никак не влияют на менталитет сотрудников, на их философию, их мировоззрение, и все процессы и отношения остаются прежними, хоть и под новой биркой «Коучинг».

В таком случае эффективность коучинга при всем его потенциале минимальна, поскольку: а) он существует на уровне стилистики, разрозненно и неупорядоченно; б) его не используют на глубинном уровне, на уровне ценностей, мотивации и приверженности. Поэтому в идеале нужно принять коучинг в целом, жить им. Также можно использовать стилистику, но нужно осознавать, что это не сам коучинг, и ожидать больших трансформаций от неё не стоит. Но украинские лидеры бизнеса часто ведут себя так, как будто им все должны. Они хотят изменений и роста сию же минуту, и тут стоит говорить о ещё одном важном условии эффективности коучинга — нацеленности на развитие, а не на «отжим» результата и эксплуатацию сил сотрудников.

«Т»: Какие задачи коучинг помогает решать в организации?

А.Я.: Я считаю, что отдельные задачи — это слишком «мелко» для коучинга. Я бы говорила о целях и результатах. Коучинг делает их более ощутимыми, реальными, осязаемыми. Все менеджеры в бизнесе прекрасно владеют навыками тайм-менеджмента и планирования, но почему-то все сводится к написанию планов, а не к их реальному исполнению. В лучшем случае компания, работая без применения коучинговых технологий, выполняет свой план на 20-30 %, и, следует заметить, это ещё очень успешная компания.

Сейчас все умеют планировать, но мало кто действительно воплощает планы. Вот тут и возникает вопрос: как достичь цели? Образно этот процесс можно сравнить со стрельбой из лука. Представьте, что вы держите в руках лук, натягиваете тетиву и хотите попасть в мишень. Попасть стрелой в мишень — это означает достичь цели. А результат в данном случае — то, что мишень проткнута стрелой с таким-то отклонением от центра, с таким-то расстоянием от края мишени.

Многие люди путают цель и результат. Результат — это настоящее время, а цель — будущее. Цель — это не результат, а процесс. Организация должна постоянно видеть и ощущать цель, быть целеустремлённой, и благодаря этому она сможет достичь максимальных результатов. И в данном контексте коучинговые методы полезны тем, что масштабы цели для коучинга не имеют значения.

Для каждого этапа, для всех видов сотрудников по их иерархии существуют свои виды и инструменты коучинга, что обеспечивает ювелирную точность работы.

«Т»: С какими трудностями можно столкнуться при внедрении коучинга?

А.Я.: Внедрение истинного коучинга, а не стилистики — это длительный и сложный процесс, который требует тщательной подготовки, привлечения профессионалов. К сожалению, многие современные компании хотят мгновенных результатов. Почему коучинг в чистом виде так трудно внедрить? Потому что он нацелен на развитие Личности. Коучинг помогает человеку развиваться от индивида к индивидуальности, а затем — к личности, от детского интуитивного восприятия действительности к высокому уровню осознанности и ответственности.

И тут не стоит привязываться к возрасту, поскольку много сотрудников до сих пор пребывают на детской или подростковой стадии. Они замкнуты на себе, привязаны к узкому кругу людей, ищут кумиров. И мне кажется нечестным, когда руководители требуют от своих подчинённых ответственности, если те находятся в детской или подростковой позиции. Перестроить всю эту систему отношений и мировоззрения — сложная задача, но, по данным Всемирной Федерации Коучинга, результат окупает потраченные ресурсы в пять раз. Здесь как в спорте: главное не нагрузка, а техника выполнения, системность, не хождение вокруг да около, а углублённое применение коучинга во всех сферах.

«Т»: Сколько компании будет стоить внедрение коучинга?

А.Я.: Диапазон, на самом деле, большой. Если мы говорим о действительно глубоких результатах, о коучинге как искусстве, а не о коучинговой стилистике, сумма может составлять от сотен тысяч до миллионов. Главное даже не деньги, потому что без целеустремлённости и настроя руководства даже колоссальная сумма не поможет построить эффективную систему коучинговых взаимоотношений в компании. Все зависит от целей, ценностей организации, количества и стадии развития сотрудников и многих других важных факторов.

«Т»: Можно ли стать коучем без соответствующего образования?
Если да, то каким образом? Если нет — почему?

А.Я.: Коучем может стать любой человек, вопрос только в длительности тренировок. Если мы говорим о профессиональном коучинговом образовании, то, естественно, оно необходимо. Если речь идёт о предварительной подготовке, успехах в университете или школе, о чертах характера, то это не имеет значения. Иногда люди, которые не проявляли способностей к наставничеству, общению или обучению других, преуспевают в коучинге. Главное — мотивация, желание человека, настойчивость, понимание роли коучинга в своей жизни, желание учиться, развиваться и помогать в этом другим. Также имеет значение то, у кого учится человек. Это, несомненно, должен быть хороший, опытный коуч.

Автор: Ястреб Анжела
Компания: WPG, академия коучингового мастерства (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Жизнь после курсов Славик Дубына - Middle Test Engineer в Lucky Labs, Softengi training center
Мотивация-шмотивация, SCRUMguides
Что общего у пероксид гидрогена и обратной связи, SCRUMguides
Ericsson и Cisco представили комплекс решений Evolved Wi-Fi Networks, IT Education Center
Конкурент - друг или враг?, Группа финансовых решений
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».