Как найти правильный подход к творческим личностям?

Как найти правильный подход к творческим личностям?

Рекомендации специалиста владельцам салонов красоты и читателям журнала для парикмахеров «Scissors».

Собеседование и работа с творческой личностью

Каждый руководитель предприятия, помимо общий вопросов управления, сталкивается с необходимостью подбирать и отбирать сотрудников для своей организации. И чем меньше бизнес, тем больше руководитель непосредственно и лично вовлечен в этот процесс. В маленькой компании, как правило, нет отдельного менеджера по персоналу, и руководитель должен уметь подбирать специалистов самостоятельно. А это требует от него специальных знаний и умений.

Владелец и руководитель салона красоты или парикмахерской занят вопросами подбора мастеров практически постоянно. К сожалению, в этой сфере текучесть персонала одна из самых больших. Здесь сказывается:

  • общая по рынку нехватка квалифицированных специалистов рабочих специальность;
  • повсеместная психологическая неспособность специалистов сферы красоты строить долгосрочные отношения с работодателем, что является проблемой глобального характера в современной Украине;
  • также творческий характер личности большинства специалистов этой сферы.

Творческая личность, как правило, не любит ограничений, чужих правил, склонна к переменам, постоянно ищет новых впечатлений. Или может быть излишне чувствительной, обидчивой, ранимой, например, к замечаниям руководителя или коллег, или жалобам клиентов.

Создать условия работы, подходящие под такие особенности характера специалиста, бывает очень трудно. Творческие личности часто бывают трудно управляемые: могут диктовать свои правила «игры», не выполнять указаний, обижаться и капризничать, что доставляет любому руководителю  много хлопот и проблем.  Объясняется это просто. С психологической точки зрения способность к творчеству уходит своими корнями в детство. И чем больше наш внутренний психологический ребёнок, тем больше мы можем творить. И как следствие — капризны, непостоянны, чувствительны и ранимы.  

Вот и получается – с одной стороны нам нужны творческие личности, без них услуги в сфере красоты просто невозможны. С другой стороны с ними трудно работать. К тому же, зависимость салонного бизнеса от каждого отдельного специалиста — мастера очень высока, даже порой критична. Как же быть руководителю в этой ситуации?  Ответ прост – учиться работать с творческой личностью, чтобы строить свои отношения с таким специалистом грамотно – с наибольшей пользой для него и себя, и наименьшими потерями для бизнеса.  А также никогда не прекращать процесса подбора и иметь кадровый резерв: одного – двух мастеров в запасе, которые будут готовы подстраховать вас и выйти на замену, пусть даже на несколько дней. Так вы сможете продержаться, пока не подберёте другого мастера, в случае ухода основного работка, и работа салона не остановится.

Ни один подбор не обходится без собеседования. Что такое собеседование в принципе? Это деловая беседа руководителя и претендента на вакансию. В ходе такой деловой беседы руководитель должен получить максимум информации о кандидате, чтобы затем принять верное решение и выбрать подходящего претендента. Это главная задача собеседования. Нет плохих или хороших кандидатов, есть подходящие или не подходящие. Ваша задача найти подходящего.

К собеседованию нужно обязательно готовиться заранее: письменно составить список из 5-7-ми ключевых вопросов, которые вы будете задавать всем кандидатам. Вопросы нужно задавать всем одинаковые, чтобы можно было сравнить ответы между собой. По разным вопросам вы не сможете провести сравнение и сделать обоснованный выбор.

Это могут быть вопросы о предыдущем опыте мастера, о его планах на будущее, о его успехах и его ошибках. Вопрос об ошибках особенно эффективен и многое поможет вам о мастере понять. Задать его можно так: «Расскажите, пожалуйста, какие ошибки могут быть в работе мастера (маникюра, парикмахера, косметолога…)? Приведите три примера из вашей личной практики». Вопрос может вызвать затруднения у кандидата или даже протест, но вы не отступайте. Можете на несколько минут отвлечься и обсудить другую тему, но снова вернитесь к этому вопросу, до тех пока, не получите полного ответа.

Если ответа на свой вопрос вы всё же не получили, без сожаления расставайтесь с таким кандидатом. Он никогда в дальнейшем не признает своей ошибки и не сможет правильно отреагировать на жалобу клиента. Он не будет прислушиваться к вам, как к руководителю, потому что:

  • всегда уверен в своей правоте, без исключений. Он не склонен анализировать свою работу, и как следствие, трудно адаптируется и обучается.
  •  мастер просто не так квалифицирован, как о себе рассказывает, и не знает о возможных ошибках (что очень важно), так как не обладает достаточным опытом и знаниями.

Чаще всего среди творческих личностей встречается недостаток  такого качества как управляемость. Если уровень управляемости мастера слишком низок, не испытывайте судьбу, не питайте иллюзий и не тратьте своё время на такого работника. Вы очень скоро пожалеете о своей ошибке. Плохо управляемый сотрудник, как правило, всегда чем-то недоволен, и легко разладит работу всего коллектива.

Выявить уровень управляемости и квалификации мастера заодно совсем несложно. После устной беседы и первичного знакомства предложите мастеру пройти на своё предполагаемое рабочее место и дайте ему несколько практических заданий подряд. Пусть он покажет свои инструменты, расскажет, как ухаживает за ними, как стерилизует, подробно. Пусть опишет порядок выполнения  нескольких ваших ключевых процедур и продемонстрирует свои умения.

Подключите других сотрудников салона в качестве моделей или станьте моделью сами, убедившись, что теоретическая подготовка у мастера на должном уровне. И наблюдайте за тем, как ваш кандидат реагирует на ваши задания, на ваши замечания, ваши провокационные вопросы.

Личность плохо управляемая выдаст себя сразу: может начать спорить, неохотно выполнять задания, на ваше задание предлагать своё (а давайте лучше я покажу вам не то, а это), обижаться на замечания. В работе мастер проявит себя точно также, можете не сомневаться!

Отличная практика – каждому кандидату давать 1-2 пробных рабочих дня, в течение которых он полностью проявит себя – все свои привычки, отношение к работе и людям,  уровень своего общения и свою квалификацию. Часто за 1-н день о мастере практически всё становится ясно. В этой сфере бизнеса без тестового рабочего дня не обойтись. Одного лишь собеседования недостаточно. Для наиболее эффективного проведения тестового рабочего дня необходимо позаботиться о назначении наставника — наблюдателя. Вы можете выступить в этой роли сами или поручить опытному и лояльному сотруднику вашего салона, немного доплатив ему за эту функцию.

Если же вам повезло, и к вам пришёл адекватный, в меру управляемый и обучаемый творческий профессионал, отнеситесь к нему с должным уважениеми не бойтесь пойти такому мастеру на некоторые уступки. Например:

  • При составлении графика работы. Такой мастер также должен иметь возможность учиться, это очень важно для него.
  • Награждайте хорошо зарекомендовавшего себя творческого сотрудника частичной или полной оплатой нужных ему курсов, тренингов, семинаров по профессии или, как минимум, отпускайте его на обучение, если он учится за свой счёт.
  • Внимательно прислушивайтесь к предложениям творческого сотрудника — у него могут быть отличные идеи по улучшению и обновлению ваших услуг.
  • В случае возникновения конфликтов в коллективе, уделите творческому сотруднику своё внимание, побеседовав с ним один на один, поддержите его, помогите найти решение возникшего конфликта.

В тоже время не стоит для творческого сотрудника создавать полностью отдельные особые условия работы, противопоставляя его всему коллективу. Есть правила общие для всех и каждого, которые просто нужно соблюдать. Индивидуальный подход к творческому сотруднику нужно сочетать с разумной требовательностью. Недаром великая советская актриса, королева эпизода, Фаина Раневская в своё время сказала: «Любая звезда – это, прежде всего, дисциплина!» И с этим трудно не согласиться.

Вам нужна консультация опытного специалиста по вопросамуправления в салонном бизнесе? Охотно поможем Вам!

Приём заявок на консультацию к Елене  Ламановой:

Контактный телефон: [відкрити контакти]+38(098)298-21-46

Email: [відкрити контакти][email protected]

Skype: trillium2012


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Менеджмент, керування, KPI Переговори, риторика, ораторське мистецтво