Читателями не рождаются - ими становятся или немного о пользе чтения для целебного общения

Читателями не рождаются - ими становятся или немного о пользе чтения для целебного общения

Трудно переоценить значение общения ребенка и самых дорогих ему людей на свете – родителей. Переоценить качественное общение – невозможно! Совместное проживание событий сближает, развивает, создает уверенность в том, что «я в этом мире не одинок».

Безусловно, взрослые – первые проводники малыша в окружающий мир. Именно они знакомят кроху с солнышком за окошком и первыми капельками дождя, именно они вкладывают в еще не уверенную ручку первую погремушку и помогают достроить такую огро-о-омную башню. Именно они знакомят с первыми песенками-потешками младенца и вводят подрастающего малыша в удивительный мир литературы. Детской, конечно, но уже – литературы!

Ничто так не сближает людей, как память о пережитых вместе чувствах и эмоциях.

Совместное проживание событий, в которые погружаются малыш и взрослый благодаря яркой, красочной, интересной книге, формирует у ребенка привычку прислушиваться к словам родного взрослого, повышает авторитет родителей. Благодаря чему? Благодаря ощущению теплоты руки мамы, обнимающей малыша во время чтения сказки. Благодаря ощущению надежной ладони отца, лежащей на плече сына или дочери. Благодаря погружению – с мамой, с папой, - в водоворот увлекательных историй. Благодаря интонации, с помощью которой взрослый передает свое отношение к происходящим событиям. Возможность сделать паузу, задержаться на интересном эпизоде, перечитать его, внимательно рассмотреть картинку – и вновь покорять неизведанные дали увлекательного путешествия. И все это – с мамой, все это – с папой.

Ничто так не сближает людей, как память о пережитых вместе чувствах и эмоциях. Дарите вашему малышу уже сегодня будущую память о том, как вы вместе радуетесь за Ослика, когда его наконец-то поздравили с Днем рождения. Искренне переживайте с ребенком за Винни-Пуха, который застрял в дверях, выходя из дома Кролика. Как знать, может, память о совместном прочтении именно этой сказки поможет вам найти общий язык с подростком, когда он впервые вернется домой чуть позже, чем обещал …

«Если тут кто-то жужжит, значит, это – пчелы. Если тут есть пчелы, значит, есть мед! Если есть мед – значит, его надо съесть!» - или с чего начинать

А начинать надо с колыбельной, которую малыш услышит перед сном. С потешек и прибауток, без которых немыслимы первые годы крохи. Не стоит недооценивать младенцев - они очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Таким нехитрым способом любящий взрослый приучает ребенка к своему голосу, к своей интонации, даже – к своему отношению к нехитрому сюжету, рассказанному в потешке или пропетому в колыбельной.

И вот приходит время первого знакомства с книгой. Еще не понимая истинного предназначения «источника знаний», малыш попытается попробовать его на вкус и испытать на выносливость. Для этих целей вполне подойдут книжки-игрушки (из прочного материала и желательно моющиеся), которые готовы стойко вынести все «тяготы», выпавшие на их долю. Эти книжки должны быть с одной узнаваемой картинкой, не перегруженные лишними деталями; могут быть с текстом или без него – главное, чтобы иллюстрации в них были крупные, яркие, по возможности реалистичные. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд. Это необходимо учитывать, когда вы берете малыша на руки и вместе рассматриваете книжку, испытывая при этом радость от общения с ярким, интересным, познавательным предметом.

Хотите заинтересовать кроху еще больше? Выбирайте книжки «говорящие» и с различной текстурой. Прислушиваясь к звукам, изучая неровную поверхность и сопоставляя все это с изображением, ребенок сохранит интерес к книжке намного дольше.

Первые «умные» книжки

Ах, какое множество предметов вокруг! И каждый имеет свое собственное название. Попробуй разобраться в таком разнообразии! Хорошо, что многие непознанные предметы познаются благодаря тому, что родные взрослые постоянно повторяют какие-то смешные названия: «лампочка», «чайник», «улица». А как современному ребенку понять, что такое «корова», «гномик», «гора»? Конечно же, с помощью умной и интересной книжки. Продолжая выбирать книжки с реалистичными, яркими и красочными картинками (этот подход желательно сохранить и тогда, когда ребенок уже читает и сам), стоит отдавать предпочтение книжкам с легким, доступным малышу текстом или же самому описывать то, то уже проиллюстрировано.

-Что значит «жил под именем»? – немедленно спросил Кристофер Робин.

-Это значит, что на дощечке над дверью было написано «Мистер Сандерс», а он под ней жил.

-Он, наверное, и сам это не понимал, - сказал Кристофер Робин.

Процесс чтения должен быть понятным, лишь тогда он будет приносить радость!!!

Первые сказки

Конечно, начинаем с известной «Курочки рябы». Очень напоминает потешку – повторами и почти ритмичной структурой. Но уже – сюжет. Завязка, кульминация, развязка. И все герои – достаточно известны для малыша. И события почти понятны. Чуть усложняется сюжет в знакомой с детства "Репке" Но и тут повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

Дальше – знаменитая сказка «Колобок». Чудесно знакомит с животными и стимулирует малыша звукоподражать им. Однако – обратите внимание на изложение текста. Если встречается классическая «Лягушка-квакушка» - замечательно. А если вдруг выходит «Волк – вырви клок», стоит задуматься.

В возрасте до 2 лет простые сказки про животных с понятным сюжетом заслуживают внимания.

Вполне объяснимо, когда у малыша появляется своя любимая книжка – ее он просит перечитывать бесконечное множество раз. Ведь это так интересно, когда узнаешь сюжет, предвидишь концовку… А еще, если текста на одной странице немного и описываются лишь события, которые можно рассмотреть на иллюстрации – малыш получит полное удовольствие! Ведь после того, как «…позвал Дед Бабку», очень интересно, перевернув страничку, увидеть, как же они вместе стали тянуть эту репку!

В возрасте 2-3 лет пользуются популярностью и четверостишья про животных, про понятные события («Под дождем остался зайка»). Выбрав себе любимую страничку, малыш может вновь и вновь, рассматривая картинку, просить перечитать рифмованные строчки. Понятные, короткие и простые фразы, приносящие радость!

-Ну, - сказала Сова, - обычная процедура в таких случаях нижеследующая…

- Что значит Бычья Цедура? – сказал Пух. – Ты не забывай, что длинные слова меня только расстраивают.

Процесс чтения должен приносить радость, следовательно - он должен быть понятным!!!

«Больше сказок – хороших и разных!»

Растет малыш, накапливает свой жизненный опыт и стремится к новым знаниям, новым впечатлениям. Пора обращаться к волшебным сказкам, сказкам с более запутанным сюжетом, но – обязательно - с хорошим концом. Детские страшилки в виде Бабы-Яги допустимы, если взрослый не очень будет вживаться в роль и «смягчит» мрачных героев своей интонацией, темпом речи, комментарием. Иронично: «Ой, Кощей Бессмертный! – и дальше убедительно, - Мне кажется, что Иванушка его победит!» И еще маленькая хитрость – Иванушка-то все равно победит, а малыш будет доверять вашим «прогнозам» на будущее. Только вы уж постарайтесь не разочаровать его!

Ирише – 4 года. Мама по обыкновению воскресное утро начинает с чтения. На этот раз выбор пал на сказку «Волк и семеро козлят». Яркая, красочная, новая книга. Мама не сразу заметила, что после событий, когда «волк съел козлят», дочь тихонько заплакала. «Что ты, доченька, дослушай - дальше все хорошо будет!» У ребенка – безусловное доверие к маме. Ириша замолкает и внимательно слушает, ожидая счастливого конца. Услышав последние слова сказки, малышка разрыдалась уже вовсю: «Волку же брюхо вспороли, а ты говорила – все будет хорошо!»

Аккуратно стоит знакомить ребенка и с классическими произведениями. К примеру, пресловутую «Русалочку» лучше читать малышу в специальной обработке для детей. И, коль к иллюстрациям мы предъявляем немалые претензии, непосредственно содержанию стоит уделить не меньше внимания.
А вот встречу с чудищами-вампирами и им подобными стоит отложить.

Когда переходить к более сложным сказкам и стихотворениям – каждый родитель решает сам. Конечно же, это произойдет не раньше того времени, когда сформируется интерес и чтение для малыша станет обязательной частичкой времени, совместно проведенного с любимым взрослым. Главное – не забывать, что за процессом чтения стоят не только вопросы развития образного мышления и памяти. Чтение – это радость! Радость общения и радость познания, радость знакомства и радость узнавания. Чтение – это ритуал, когда, забросив такие важные взрослые дела, мама и папа, радуясь и удивляясь вместе с малышом, спешат узнать, «поймает ли Винни с Пятачком Слонопотама»?

Читать книги – интересно! А писать самому? Заведите заветную тетрадочку и записывайте туда сказки, придуманные малышом. Не «причесывайте» их – ведь это его творчество! Выделите место, где ребенок сможет проиллюстрировать то, что уже придумал. И пусть это будут примитивные (на ваш взгляд) сюжеты. Пусть первая сказка будет состоять из 2-3 предложений. Зато у малыша будет формироваться удовольствие от процесса творчества, а у вас будет возможность сравнить через какое-то время произведения своего крохи и понять – растем!!

-Понимаешь, пап, я-то все сказки помню, -смущенно поизнес Кристофер Робин, - а вот Пух забыл, и ему очень-очень интересно послушать опять. Ты почитаешь? Не мне! Пуху!
Мы читаем детям волшебные сказки разных народов и авторов, расширяем горизонты познания, знакомим с новыми и новыми историями. Но почему же, как только малыш научился читать самостоятельно, мы все чаще говорим ему: «Почитай сам». Почему так жадно дарим малышу эти минуты совместного чтения? А ведь он все также нуждается в нас! Также нуждается в общении и прикосновениях, также стремиться найти подтверждение того, что думаем мы – одинаково! Относимся к событиям – одинаково! Что мы – вместе с ним! Быть может, стесняясь задать свой личный вопрос, он внезапно его озвучит, найдя сходной ситуацию героя, о котором вы сейчас читаете?

Винни: У меня есть мысль, и я ее думаю.

Давайте и мы будем думать. Думать о том, как необходимо ребенку наше внимание. О том, как важно отложить телефонный разговор и, прижав малыша к себе, узнать – найдет ли, в конце концов, Ослик Иа свой хвостик.

Предлагаем сказки, которые сами придумали деткииз музыкально-художественной студии «Жемчужина» (от 3,5 до 4,5 лет) – без редакции ;-).

Сказка о девочке Иришке

Жила в стародавние времена девочка Ирочка. Она очень не хотела складывать игрушки. Она легла спать, а игрушки бросила. Игрушки рассердились и решили от нее уйти. Она проснулась, а игрушек нет. И к ней пришел Илюша, а она стала жаловаться, что все игрушки от нее ушли. Илюша сказал ей: «Не волнуйся, мы с тобой их позовем».

И стали они звать: «Игрушки, игрушки!»

Игрушкам стало жалко Иришу, и они вернулись. И Ириша им говорила, что всегда будет складывать их на место. И они ее простили.

Люся Шурпинова-Кохан

Лев и Черепаха.

В одном лесу жил Лев, он был царем зверей. И всегда следил за порядком, чтобы звери жили дружно и не ссорились.

Если кто-нибудь ссорился, то Лева говорил: «Р-р-р!» Однажды он услышал, как кто-то обидел Черепаху, и пошел разобраться.

Он подошел и сказал: «Р-р-р! Что здесь происходит?» .

Черепаха громко кричала и говорила, что ее ущипнул за лапу Краб.

- А она на меня наступила, и я очень испугался, потому и ущипнул, - сказал Краб.

- Нечего валяться посреди дороги незаметно! – продолжала Черепаха.

Лев сердито посмотрел на них обоих и сказал:

- В этой ситуации виноваты вы оба: один лежит в неположенном месте, а другая не смотрит под ноги. Так что ссориться здесь не нужно, а нужно извиниться друг перед другом и больше так не делать.

Максим Ермак (3,5 года)


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток