Почем нематериальные активы?

Почем нематериальные активы?

Нематериальными активами, рассматривая их широко, обладает любой человек. У вас нет недвижимости, акций, твердой валюты на счету? Это не страшно!

Если у вас есть идеи (желательно не бредовые), информация (желательно своевременная), и если вы умеете делать что-либо полезное для других, значит, определенными активами вы всё-таки обладаете. Используйте их также как и ваш капитал в материальной или финансовой форме.
Dream Works SKG – объявленная стоимость активов 250 млн. долл., рыночная стоимость акций – 2 млрд. долл.; Microsoft – до появления Windows 95 стоимость активов 8 млрд. долл., после – рыночная стоимость акций – 100 млрд. долл.; Netscape – активы 17 млн. долл., после акционирования рыночная стоимость акций – 3 млрд. долл.. Описанные ситуации стали настолько распространенными, что не могли не подтолкнуть многих к формулированию своих версий ответа на вопрос: «Почему такая ситуация возможна?», «Что стоит за разницей между данными рынка и данными финансовых отчетов?». Даже если скорректировать цифры рыночных цен с учетом спекулятивных движений, сопровождающих выпуск и размещение акций, тенденция не изменится. Средние показатели «рыночная цена акций по отношению к бухгалтерской» у компаний из списка Fortune 500 равны 4, то есть свыше 75% их стоимости заключено в чем-то неотраженном в бухгалтерских отчетах. Согласно национальному стандарту бухгалтерского учета № 8 «Нематериальные активы», к нематериальным активам относятся права на знаки для товаров и услуг – товарные знаки, торговые марки, фирменные названия, права пользования природными ресурсами, права пользования имуществом, права на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, породы животных), авторские и смежные с ним права (литературные и музыкальные произведения, программы для ЭВМ, базы данных), гудвилл. Основными видами поступления нематериальных активов являются их приобретение, создание силами предприятия либо привлечение сторонних исполнителей на договорной основе, приобретение на условиях обмена, поступление в счет вклада в уставный капитал предприятия, безвозмездное поступление, осуществление совместной деятельности. При этом нематериальный актив, полученный в результате разработки, надлежит отображать в балансе при условии, если предприятие имеет:

  • намерение, техническую возможность и ресурсы для доведения нематериального актива к состоянию, в котором он пригоден для реализации и использования;
  • возможность получения будущих экономических выгод от реализации или использования нематериального актива;
  • информацию для достоверного определения затрат, связанных с разработкой нематериального актива.

Определение гуд-вилла как превышение стоимости приобретения над частью покупателя в справедливой оценке приобретенных идентифицированных активов и обязательств фактически означает, что гуд-вилл торгового знака или предприятия может появиться только, если происходит купля-продажа актива или всего предприятия. Это существенный недостаток с точки зрения внутреннего менеджмента предприятия. Оценить накопленный гуд-вилл предприятия и бренд, сформированный в процессе работы предприятия бухгалтерский учет не дает. Причем эта ситуация касается как украинских стандартов бухгалтерского учета, так и международных.
Строго говоря, к нематериальным активам относятся результаты интеллектуальной деятельности человека, обладающие определенной новизной и охраняемые изобретательским и авторским правом. Но это далеко не все результаты интеллектуальной деятельности человека, которые также могут быть активом. Существует целый ряд знаний, информации и навыков, которые невозможно запатентовать или получить авторское право. По разным причинам. Например, в силу неотделимости от сознания конкретного человека ими обладающего. Собственник таких активов может в течение определенного времени передавать свое «мастерство» другим людям или организациям. При этом необязательно, что они овладеют его знаниями. К тому же в таком процессе он теряет права собственника. В силу неосязаемости и ускользаемости (проговорил идею – и она уже не твоя) нематериальные активы отрицательно отличаются от других материальных и финансовых активов. Более полный перечень нематериальных активов предприятия выглядит следующим образом:

  • Навыки, умения и знания
  • Корпоративная культура, ценности и нормы
  • Интеллектуальный потенциал сотрудников
  • Сложившиеся отношения с клиентами и поставщиками
  • Имидж и торговая марка
  • Руководство и контроль
  • Обмен информацией
  • Процедуры и руководства
  • Патенты
  • Обладание стандартами

Естественно, что сложность оценки касается всех нематериальных активов, но, прежде всего, тех, которые не охраняются изобретательским или авторским правом. Стандартными являются три метода оценки:

  • Затратный подход - основан на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с учетом его износа.
  • Сравнительный подход – основан на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.
  • Доходный подход – основан на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Величина, полученная с помощью затратного подхода, достаточно точно отражает стоимость разработки до ее коммерческого использования. Сравнительный подход требует учета слишком многих факторов, которые не всегда доступны, как минимум это:

  • наличие сделок с подобной собственностью,
  • обмен между самостоятельными объектами,
  • раскрытие ценовой политики,
  • приемлемое знание всех необходимых факторов, известных заключившим сделку сторонам,
  • отсутствие принуждения и обоюдное желание сторон при заключении сделки.

Наиболее обоснованная оценка используемой на рынке интеллектуальной собственности возможна по ее вкладу в капитал предприятия как актив бизнеса, что естественно делает наиболее эффективным методом – доходный. Но он же является наиболее сложным и уязвимым. Так как в отличие от первых двух основывается не на фактах уже свершившихся, а на прогнозах будущей деятельности.
Формула для расчета основывается на будущих денежных потоках приведенных к сегодняшней стоимости:формула 1
где:
PV – приведенная стоимость денежных потоков, генерируемых торговой маркой;
CF – денежный поток соответствующего года (от1 до n-ого);
i – ставка дисконтирования;
В этой формуле есть три небесспорных элемента – количество лет, на которое делается расчет, ставка дисконтирования и оценка денежного потока.
Следуя данному методу, оцениваются будущие доходы от владения и использования собственности, которые трансформируются в текущую стоимость. Ставка дисконта должна учесть разницу стоимости денег во времени (будущие деньги дешевле, чем деньги сегодняшние), возможности альтернативного вложения средств и риски получения дохода. Если в расчете ставки дисконта используется еще и фактор стоимости капитала для данного предприятия, то коэффициент дисконтирования превратится в коэффициент капитализации.
Для применения этого метода должна существовать разумная вероятность для прогнозирования будущей деятельности предприятия. Как правило, оценка прогнозных показателей деятельности предприятия делается на основе статистических данных о финансовых результатах деятельности предприятия. Еще один вопрос для обсуждения в этом методе – это количество лет, на которое делается прогноз дохода. Для корректной оценки этого параметра необходимо оценить возможности развития рынка и учесть внешние факторы среды предприятия. Если теперь из полученной величины вычесть стоимость материальных активов предприятия, находящихся в балансе предприятия и сумму обязательств предприятия, то полученная разница и будет отражать стоимость всех нематериальных активов предприятия. Но…
Но, сложность оценки нематериальных активов предприятия состоит еще и в том, что, рассматривая отдельные объекты нематериальных активов, мы даже при понимании слабых мест методик можем прийти к некой средней величине между разными подходами к оценке. А, если анализировать стоимость нематериальных активов предприятия в его текущей деятельности, возникает еще одна сложность – это разделение денежного потока между различными объектами нематериальных активов предприятия и учет эффекта синергии при использовании предприятием всех нематериальных активов, находящихся в его распоряжении.
Несмотря на эту сложность ее также при желании можно решить. В данном случае методика будущих денежных доходов усложнится в направлении тщательной оценки вклада в будущий денежный поток имеющихся нематериальных активов. Фактически речь идет о формировании матрицы, соединившей сферы ключевой компетенции предприятия (то, что даст возможность предприятию получать доход в будущем) с обеспечивающими их нематериальными активами предприятия. Осуществление этого этапа даст возможность предприятию, во-первых, проранжировать имеющиеся нематериальные активы, а во-вторых, оценить будущий денежный вклад уже в разрезе различных нематериальных активов, а значит фактически оценить их раздельную стоимость. Синергический эффект мы уже фактически оценили, когда из приведенной стоимости вычли балансовую стоимость материальных активов и обязательств предприятия.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Фінанси, кредит, банківська справа