5 советов для опытных бизнес-тренеров от Леонида Богданова

Даже самые опытные бизнес-тренера нуждаются в постоянном развитии, обучении и прокачинании своих навыков. Леонид Богданов дает несколько полезных советов.

Совет 1: Про опыт и тренерское мастерство.

Тренерская деятельность – это сложная профессиональная деятельность, требующая мастерства. В основе мастерства лежит опыт.  Исследователи обнаружили, что в основе выдающихся достижений в сложных видах деятельности лежит опыт 10 000 часов практики, наработанный в течение 10 лет. Но опыт – это не только количество лет и часов.

Опыт может быть одновременно и уникальным ресурсом и тяжелым грузом, который сковывает развитие. Опыт, законсервированный в ограниченном количество моделей поведения не приведет к выдающимся профессиональным достижениям. Поэтому важен не только количество опыта, но и его качество. Опыт всегда со знаком плюс, если он творчески переработан.

Творчески проработанный опыт: осознанный, структурированный, переведенный в новые модели поведения. Поэтому для тренера опыт – это не только количество проведенных тренингов в различных группах. Он означает детальную подготовку, творческий анализ прошедшего тренинга, а также постоянное экспериментирование и наблюдение в процессе проведения тренинга. Тогда он превращается в осознанную практику мастерства.

Развитию опыта способствуют также тренерские супервизии, творческие группы по разработке тренинга, анализ аудио и видео записей тренинга, получение новой свежей информации и прохождение обучающих тренингов.

Одной из практик развития опыта является пособытийное вспоминание прошедшего тренинга с выделением новых инсайтов и прописывание их в концептуальном плане тренинга. Это важно успеть сделать не позже, чем в течение следующего дня после прошедшего тренинга, иначе уйдет творческое напряжение. Если в результате проведенного тренинга у тренера не сформировалось минимум 5 ярких инсайтов (независимо от того, насколько успешно прошел тренинг) – есть повод задуматься о том, не выгораю ли я в данном тренинге.

Отсутствие инсайтов – консервирование опыта. Я перестаю учиться у своего дела, перестаю получать энергию от деятельности, а значит скоро она меня начнет тяготить.

Совет 2: Развитие в тренинге

Тренинг сам по себе — это не навыковая история. Навык формируется путем повторяющихся действий. Для этого нужно время и системные усилия. Исследователи называют количество повторений и количество дней – 21-66-90-240. Но тренинг создает большую ценность, чем формирование навыка. Он усиливает импульс к развитию. Развитие происходит скачками благодаря инсайтам развития. В тренинге мы расконсервируем свой опыт, смотрим новым взглядом на то, что мы делаем, формируем мотивацию к новому поведению.

Поэтому главный эффект тренинг – инсайт осознавания и глубина его проникновения в систему отношений личности. Благодаря этому инсайту определенный образ действий переходит из «слепой зоны» в фокус развития, из области дальнего развития – в область ближнего, из фона в фигуру. Задача тренинга – создавать условия для таких инсайтов развития. Эти инсайты запускают самоорганизующуюся систему изменений. При этом важно, чтобы эти инсайты носили преднамеренный характер, т.е. максимально соответствовали заявленным целям тренинга и ожиданиям участников.

Совет 3: Тренинг как пространство для развития

В тренинге важно формировать пространство развития. Пространство развития – это система факторов, которые способствуют возникновению глубинных инсайтов осознавания. К данным факторам можно отнести:

  • эмоциональная атмосфера – чем более позитивная и сплоченная атмосфера в группе, тем у участников больше возможностей для открытости и экспериментирования со своим поведением и обмена опытом.
  • динамика тренинг-процесса – чем более четко процесс тренинга ориентирован на преднамеренные изменения, тем более эффективным будет тренинг для участников. Для этого тренинг-процесс должен быть структурирован по определенным фазам, содержательным блокам. Важно, чтобы у участников было одновременно ощущение высокой динамики обучения, глубины проработки обучающего материала, последовательности и ясности.
  • создание игровой реальности – важно, чтобы обучение в тренинге было дружественно нашему мозгу. Лучше все люди учатся в процессе игры. Важно, чтобы информация проходила по всем возможным каналам восприятия, и чтобы каждый участник чувствовал себя героем происходящих событий, а не посторонним наблюдателем.
  • соответствие происходящего в тренинге реальности участников — важно, чтобы у участников не было ощущения, что тренинг – это иллюзорная ситуация, оторванная от реальности. В тренинге важно, чтобы все происходило как в жизни, только глубже, интенсивнее, ярче. С одной стороны, участники плотно соприкасаются с реальностью, а с другой – могут посмотреть, прочувствовать эту реальность по-другому.

Совет 4:

В тренинге как и в спектакле и фильме очень важна режиссура. Поэтому важно готовить сценарный план тренинга.

Один из ключевых элементов сценарного плана – психотехнический миф изменений. Правильно простроенный психотехнический миф изменений способствует погружению участников в содержание тренинга и формированию инсайта развития. Для того, чтобы сформировать психотехнический миф, важно определить в чем состоит конфликт развития – что является психотехническим мифом ограничений для участников, который определяет ментальные стенки развития в картине мира участников группы. Если мы пытаемся эти стенки разрушить насильно, это вызывает сильную реакцию сопротивления.

Психотехнический миф изменений помогает изменить картину мира ненасильственным путем и при этом создать энергию развития, а не сопротивления.

Совет 5:

Осуществляя работу в ментальном и эмоциональном плане изменений, тренеру важно не попасть в собственные ловушки и ограничения. В тренерской деятельности есть большое количество таких ловушек. Эти ловушки и барьеры могут быть ментальными, эмоциональными, поведенческими. Особенность ловушек и барьеров в том, что они действуют подсознательно.

Тренерство – это деятельность, требующая тонкой эмоциональной и ментальной настройки и мастерства поведенческого исполнения замысла. Поэтому очень важно знать, как устроены ловушки и стараться в них не попадать.

Несколько интересных фактов о Леониде Богданове:

  • Закончил Санкт-Петербургский университет. Специальность – социальная психология. Диплом «Использование методов подготовки актеров в социально-психологическом тренинге».
  • Дипломированный бизнес-тренер (Санкт-Петербургский Институт тренинга) больше 1000 часов подготовки в области тренинга. Проходил тренинги у лучших мастеров в области тренинга, коучинга, организационного развития, фасилитации (более 100 сертификатов).
  • Сертифицированный организационный консультант (Институт Адизеса, Intelligence), коуч (London Academy of Executive Coaching (AoEC)), фасилитатор (Pin Point Facilitation, ToP и др.).
  • Проходил обучения у таких мастеров, как Нина Хрящева, Сергей Макшанов, Галина Исурина, Елена Сидоренко, Джон Уитмор, Майлз Дауни, Ицхак Адизес, Стюарт Хеллер, Дэвид Карузо, Рон Виннер, Джо Лири-Джойс, Бьянка Гуайе и других
  • Ассоциированный тьютор в области эмоционального интеллекта (мастер-курс Йельского университета под руководством Дэвида Карузо.
  • Прошел системную подготовку в области группового психоанализа, социодрамы, психодрамы.
  • Подготовил ряд успешных на рынке тренеров-мастеров
  • Обучил около 25 000 человек.
  • Книги, которые произвели впечатление: Канеман «Думай медленно, решай быстро», Дрю Бойд и Джекоб Голденберг «Творчество в рамках», Паттерсон, Гренни, Свитцлер, Макмиллан «Трудные диалоги», Дэвид Сьюзен «Эмоциональная гибкость», Малколм Гладуэлл «Гении и аутсайдеры».


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг