Очарованные делегированием, или Шантаж лояльных сотрудников

Очарованные делегированием, или Шантаж лояльных сотрудников

Человека, который полагается только на себя, никто не может предать

Бездумное делегирование приводит к глубочайшей персоналозависимости, чем подчиненные не преминут воспользоваться в своих интересах для укрепления персональных зон комфорта. Собственными – зачастую благими! – намерениями и действиями акционер или директор культивируют почву для злоупотреблений. Как предусмотреть и как расследовать такие случаи? Как выйти с минимальными потерями из-под давления шантажистов и аферистов? Модные тренды и реалии бизнеса

Усилиями популяризаторов романтического менеджмента концепция делегирования очаровывает все большее количество акционеров и высших руководителей, превращая ее в модный тренд. К сожалению для «очарованных», при этом умалчивается о непрерывно растущем количестве фиаско делегирования, получившем нелицеприятное название «персоналозависимость».

Печальный пример. Собственница одной крупной региональной компании последовала моде, и, подустав от ежедневных усилий по управлению, начала реализовывать идею делегирования: только для преданных и проверенных, опытных и ветеранов. С течением времени эта немногочисленная группа близкого окружения владелицы получила бОльшую часть полномочий хозяйки. И все было чинно и благородно вплоть до разразившегося мирового кризиса. Рыночная среда нашей компании изменилась настолько радикально-негативно, что к началу 2009-го вопрос о сокращениях стал ребром.

Первые столкновения номинально-юридической хозяйки бизнеса с фактическими владельцами компании произошли по персоналиям увольняемых. Разумеется, что раздосадованная и разозленная, юридическая хозяйка решила таки восстановить «статус кво» и показать, что в доме хозяин. Увы! Фактические владельцы, к тому времени контролировавшие все звенья бизнеса, эти бывшие соратники и члены команды, преданные ветераны и надежные профи, скатились до … шантажа. Да, именно! А как прикажете понимать угрозу «мы заберем всех клиентов и … адью, мадам»?

Рекомендации по противодействию шантажу

Сразу замечу, что в предположении, что все люди честны, благородны, воспитаны и искренни, задачка не решается: даже оступившись или ошибившись, честные-благородные придут с повинной и покаются. А раз такое не случается, значит… исходное предположение не выдерживает критики.

На самом деле дело обстоит с точность до наоборот: следуя Макиавелли «о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива». Лицемерно втираясь в доверие и стремясь к обману в интересах наживы, подчиненные, получив полномочия, формируют так называемые «зоны комфорта», впоследствии расширяя их до «очагов злоупотребления и афер». А в это время акционеры\руководители, считая, что передавая полномочия, они весьма удачно «грузят и разводят на допработы персонал», расширяя зоны ответственности без адекватной доплаты, предпочитают оставаться в уверенности, что они – самые умные дипломаты и тонкие манипуляторы. Опасное заблуждение! Помните цитату из известного фильма: «Если за покерным столом ты не замечаешь лоха, значит лох – ты».

Первое, что требуется сделать – это выработать адекватные установи. Забудьте о перемирии! Как только прозвучали первые слова угроз и шантажа, так значит начало военным действиям положено. Военным, подчеркну! Поэтому, адекватная установка акционера или директора – это установка на войну.

Второе. Ни в коем случае не использовать открытые угрозы и избегать прямых столкновений с шантажистами. До поры до времени ваша стратегия – это лисья хитрость и изворотливость. Главная цель – максимально скрытно готовить собственное наступление. Для этого следует изучить тылы и выявить противоречия в стане врага.

Среди «тылов» следует искать обиженных несправедливостью своих лидеров, а также амбициозных карьеристов, и сделать таким сотрудникам предложения, от которых им трудно будет отказаться. Лесть, испуг, надежда, месть – эти и им подобные «золотые ключики» откроют для вас потаенные уголки их продажных душ.

Каким бы монолитным не казался строй ваших противников, знайте, в нем всегда есть бреши. Ваша задача их выявить и на этих противоречиях умело сыграть, вбить клин между шантажистами, посеять семена недоверия и паники.

Третье. Потребуются информаторы. Их необходимо использовать в трех направлениях: собирать компромат, выявлять действующие схемы злоумышленников и их слабые места, выявлять потенциальных бойцов из числа держащих нейтралитет и ставить их в свои ряды.

Что еще входит в подготовку к будущим военным действиям? Смирившись с тем, что захватчики будут и дальше диктовать свою волю в части вопросов, вам следует последовательно сужать зоны их влияния. Как это не покажется парадоксальным, но очень эффективным приемом является … продвижение. Да, именно! Идя навстречу требованиям, вы создаете совет директоров, вводите в него ключевые фигуры из рядов противника и тем самым … удаляете их от дел, одновременно загружая новыми обязанностями, стремясь тем самым к тому, чтобы эти люди максимально оторвались от реалий. Как обессилел Антей, потеряв связь с землей, так и они станут менее опасными врагами, будучи приближенными к вам. А значит – отдаленными от текучки. Ну а дальше – азбука офисных войн: назначаете каждому своего заместителя и в один прекрасный момент увольняете неугодного.

Подведя под увольнение всех зачинщиков, акционер очищает ряды работников и сохраняет действующий бизнес. Quod erat demonstrandum.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг