В 2020 году лидерство компаниям обеспечат когнитивные (ментальные) компетенции — навыки мышления и творческие способности, адаптивность к изменениям. А значит, именно эти компетенции будут в фокусе программ развития для современных руководителей.
Сегодня бизнес работает в комплексной среде, отличительными особенностями которой являются:
большое количество элементов;
их сложность;
многоуровневость связей между ними;
динамичность (постоянное изменение) связей.
Какие компетенции будут решающими для успешной адаптации компании к столь сложной среде?
В 2020 году (это очень близко!) конкурентные преимущества и лидерство компаниям обеспечат когнитивные (ментальные) компетенции — навыки мышления и творческие способности, от которых зависит возможность эффективно адаптироваться к изменениям. А значит, именно эти компетенции будут в фокусе программ развития для современных руководителей.
Рассмотрим подробнее ведущие компетенции — как они адаптируются к бизнес-среде.
1. Критическое мышление (critical thinking).
Первым понятие «рефлексивное мышление» ввел известный американский педагог Джон Гилаи. После опубликования в 1980 году доклад «Нация в опасности» критическое мышление стало важной составляющей всех уровней образования в США. С 2009 года отмечается значительный рост числа публикаций на эту тему: люди стараются найти ответ на вопрос: «Что привело к кризису?».
Что такое критическое мышление? Это система суждений, которая используется для анализа событий и формулирования обоснованных выводов. Критическое мышление позволяет выносить объективную оценку, давать правильные интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к анализу проблем и текущей ситуации. Разницу между критическим и «автоматическим» (обыденным) мышлением можно проиллюстрировать с помощью рисунка 1.
Эксперты выделяют следующие признаки (поведенческие индикаторы) критического мышления:
правильно организованная память (сохранение и воспроизведение информации);
владение языком как инструментом мышления;
навык извлечения смысла из информации;
умение делать логически правильные суждения;
умение анализировать и оценивать аргументы;
умение формировать и проверять гипотезы;
умение выносить суждения о неопределенности и вероятности;
дисциплина в принятии решений;
навык решения четко и нечетко поставленных задач
Как можно выработать у себя (у обучающихся) навыки критического мышления?
Задавать исследовательские вопросы.
Делать комплексный анализ ситуации, вместо того чтобы выносить быстрые (автоматические) суждения.
Что дают навыки критического мышления руководителям? Возможность:
определять ключевые вызовы, стоящие перед организацией;
объективно и всесторонне анализировать проблемы;
формировать оптимальные стратегии реагирования.
Еще один важный признак критического мышления — sense making, способность находить/создавать смыслы. Особенно важно это умение сегодня ведь количество больших массивов данных (Big Data) растет экспоненциально. Все они нуждаются не только и даже не столько в обработке, сколько в интерпретации и осмыслении выявленных закономерностей. Руководитель, который может «вытащить» смыслы из накопленной информации и сделать правильные выводы — огромная ценность для бизнеса. К сожалению, у наших менеджеров это качество пока встречается редко.
2. Креативное мышление (creative thinking).
Креативность — это способность к нестандартному мышлению и поведению, постоянному осознанию и творческому развитию своего опыта. Креативность нужна для:
решения проблем, не имеющих подходящего стандартного решения;
нахождения лучшего/нового решения проблемы/задачи;
изобретения нового продукта, услуги, метода ведения бизнеса, поведения, модели бизнеса и т. п.;
дизайна (рекомбинации вещей для получения новой ценности);
В быстроте, точности, гибкости и оригинальности мышления, богатом воображении.
В чувствительности к проблемам, способности замечать не выделяемые привычным взглядом детали.
В устойчивости к неопределенности, любознательности и открытости новому опыту.
В высокой энергетике (возможности давать, делиться), независимости.
В приверженности высоким эстетическим ценностям.
Развитое креативное мышление предполагает наличие способностей:
управлять творческим процессом («вдохновение по заказу»);
находить оригинальные решения;
быть терпимым к неопределенности;
выходить за рамки сложившихся допущений;
побуждать других людей к созидательной деятельности.
Креативное мышление позволяет:
находить успешные решения в меняющемся контексте;
разрешать противоречия и дилеммы;
создавать уникальное ценностное предложение и дифференцироваться от конкурентов.
В качестве примера можно привести дизайн-мышление (design thinking) или дизайн, ориентированный на человека (human-centered design). Это методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе, приоритетом которой являются потребности и ограничения клиентов. Дизайн-мышление нацелено на создание принципиально нового решения, а значит, необходимо знать предысторию возникновения проблемы.
В цикле дизайн-мышления эксперты выделяют несколько базовых шагов:
Эмпатия. Проведение исследования для понимания потребностей клиентов и ограничений бизнеса.
Фокусировка. Глубокий анализ ситуации помогает выявить ключевые противоречия. Создание концепта.
Генерация идей. Для создания нового решения используются различные инструменты организации инновационного мышления в команде (гибкость, многочисленные итерации).
Выбор идеи. Оценка перспектив решения (производство, технологии, маркетинг и пр.).
Разработка дизайна, создание прототипов (объектов, среды и процессов).
Тестирование (разработчиками, потребителями и стейкхолдерами). Проверка работоспособности и оформление. Передача в эксплуатацию.
Важным аспектом использования дизайн-мышления является налаживание диалога — между компанией и клиентом, а также внутри команды. Чаще всего самые продуктивные решения находят команды:
с высоким разнообразием, в которых представлены специалисты с разными способностями, опытом (в том числе, культурным), типами мышления и пр.;
в которых налажено открытое и эффективное взаимодействие участников.
Дизайн-мышление предполагает постоянные итерации (между членами команды, с клиентами и стейкхолдерами), то есть, в определенном смысле, это противоположность метода benchmarking. По сути, итерационные процедуры заимствованы из методологии agile- и scrum-подхода, пришедших в бизнес из ИТ. Но управленческая мысль идет дальше: обобщив опыт использования agile-методологии, эксперты выделили специфическую компетенцию, которая необходима для всех инноваторов, не только в ИТ — «гибкость» (agility). По данным исследования, компании, где многие сотрудники обладают этой компетенцией, на 25% более прибыльны, чем те, где развитию гибкости не придают значения.
3. Когнитивная гибкость (cognitive flexibility).
Это способность переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вопросов одновременно. Кроме того, когнитивная гибкость включает навык работы с парадоксами или «полярностями». Полярности — это парные категории, которые не позволяют решить проблему без учета противоположного «полюса» (пример такой пары в бизнесе — «глобальный — локальный»). Именно способность видеть полярность является тем «спусковым крючком», который запускает процесс творчества, приводящий к прорывным идеям.
Когнитивная гибкость также предполагает:
умение сотрудничать с самыми разными людьми, придерживающимися порой полярных точек зрения;
понимать их сильные и слабые стороны, чтобы дополнить их своими компетенциями.
Как правило, большинство людей предпочитает сотрудничать с теми, кто похож на них самих, но это блокирует изменения, не дает сделать прорыв. Поэтому преимущество получают те компании, в которых не боятся разнообразия.
Сегодня работа с парадоксами или полярностями перестала быть уделом философов. Максимум прибыли приносят не технологические идеи, а те, которые меняют вкусы людей, их взгляды на жизнь, задают новые образцы поведения и создают новые потребности. Для таких идей обязательно нужна эта компетенция. К примеру, упрощение интерфейса персональных компьютеров создало огромный рынок как для самих PC, так и для программного обеспечения!
4. Системное мышление (system thinking).
Это способность:
видеть во всем взаимосвязанные, иерархически упорядоченные связи процессов и событий, восприятие мира как упорядоченного;
схватывать ситуацию в целом, и в то же время выделять в ней элементы и взаимосвязи между ними;
находить оптимальные решения, которые воздействуют на причины возникновения проблемы, а не ее симптомы;
предсказывать развитие событий.
Системное мышление особенно важно, когда приходится действовать в сложной среде, в ситуации неопределенности. Руководитель с развитым системным мышлением не просто видит свою организацию как систему. а выступает в роли ее «архитектора»:
точно определяет ее насущные потребности;
определяет проблемы и выделяет «узкие» места;
может выходить за рамки системных ограничений;
находить рычаги воздействия, которые позволят с наименьшими усилиями достичь максимального результата.
Особую популярность EI приобрел благодаря «четырехэлементной» модели Д. Гоулмана, где он определяется как сочетание четырех способностей:
умения определить, как чувствуют себя люди;
использовать эмоции, чтобы они помогали думать и анализировать;
понимать причины эмоций;
управлять эмоциями и включать их в процесс принятия решений, с тем, чтобы делать оптимальный выбор в жизни.
Эмоции — ключевой фактор достижения успеха в социальных системах. Обмениваясь эмоциями, люди создают и поддерживают отношения, формируют совместное видение успеха, вовлекаются в творческую деятельность. Благодаря развитому EI руководитель формирует в команде уникальную атмосферу открытости и сотрудничества, готовность действовать для достижения общего результата и в долгосрочной перспективе.
Развивать эти и другие ключевые навыки Вы сможете, посетив наши бизнес-тренинги.