Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Критическое мышление - компетенция будущего

Критическое мышление - компетенция будущего

В 2020 году лидерство компаниям обеспечат когнитивные (ментальные) компетенции — навыки мышления и творческие способности, адаптивность к изменениям. А значит, именно эти компетенции будут в фокусе программ развития для современных руководителей.

Сегодня бизнес работает в комплексной среде, отличительными особенностями которой являются:

  • большое количество элементов;
  • их сложность;
  • многоуровневость связей между ними;
  • динамичность (постоянное изменение) связей.

Какие компетенции будут решающими для успешной адаптации компании к столь сложной среде? 

В 2020 году (это очень близко!) конкурентные преимущества и лидерство компаниям обеспечат когнитивные (ментальные) компетенции — навыки мышления и творческие способности, от которых зависит возможность эффективно адаптироваться к изменениям. А значит, именно эти компетенции будут в фокусе программ развития для современных руководителей.

Рассмотрим подробнее ведущие компетенции  — как они адаптируются к бизнес-среде.

1. Критическое мышление (critical thinking).

Первым понятие «рефлексивное мышление» ввел известный американский педагог Джон Гилаи. После опубликования в 1980 году доклад «Нация в опасности» критическое мышление стало важной составляющей всех уровней образования в США. С 2009 года отмечается значительный рост числа публикаций на эту тему: люди стараются найти ответ на вопрос: «Что привело к кризису?».

Что такое критическое мышление? Это система суждений, которая используется для анализа событий и формулирования обоснованных выводов. Критическое мышление позволяет выносить объективную оценку, давать правильные интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к анализу проблем и текущей ситуации. Разницу между критическим и «автоматическим» (обыденным) мышлением можно проиллюстрировать с помощью рисунка 1.


Эксперты выделяют следующие признаки (поведенческие индикаторы) критического мышления:

  • правильно организованная память (сохранение и воспроизведение информации);
  • владение языком как инструментом мышления;
  • навык извлечения смысла из информации;
  • умение делать логически правильные суждения;
  • умение анализировать и оценивать аргументы;
  • умение формировать и проверять гипотезы;
  • умение выносить суждения о неопределенности и вероятности;
  • дисциплина в принятии решений;
  • навык решения четко и нечетко поставленных задач

Как можно выработать у себя (у обучающихся) навыки критического мышления?

  1. Задавать исследовательские вопросы.
  2. Делать комплексный анализ ситуации, вместо того чтобы выносить быстрые (автоматические) суждения.
  3. Формировать умозаключения, избегая «ментальных ловушек».

Что дают навыки критического мышления руководителям? Возможность:

  • определять ключевые вызовы, стоящие перед организацией;
  • объективно и всесторонне анализировать проблемы;
  • формировать оптимальные стратегии реагирования.

Еще один важный признак критического мышления — sense making, способность находить/создавать смыслы. Особенно важно это умение сегодня ведь количество больших массивов данных (Big Data) растет экспоненциально. Все они нуждаются не только и даже не столько в обработке, сколько в интерпретации и осмыслении выявленных закономерностей. Руководитель, который может «вытащить» смыслы из накопленной информации и сделать правильные выводы — огромная ценность для бизнеса. К сожалению, у наших менеджеров это качество пока встречается редко.

2. Креативное мышление (creative thinking).

Креативность — это способность к нестандартному мышлению и поведению, постоянному осознанию и творческому развитию своего опыта. Креативность нужна для:

  • решения проблем, не имеющих подходящего стандартного решения;
  • нахождения лучшего/нового решения проблемы/задачи;
  • изобретения нового продукта, услуги, метода ведения бизнеса, поведения, модели бизнеса и т. п.;
  • дизайна (рекомбинации вещей для получения новой ценности);
  • упрощения/оптимизации продуктов, процессов, процедур;
  • адекватной реакции на происходящие изменения;
  • освоения новых моделей поведения и деятельности.

В чем проявляется креативность?

  1. В быстроте, точности, гибкости и оригинальности мышления, богатом воображении.
  2. В чувствительности к проблемам, способности замечать не выделяемые привычным взглядом детали.
  3. В устойчивости к неопределенности, любознательности и открытости новому опыту.
  4. В высокой энергетике (возможности давать, делиться), независимости.
  5. В приверженности высоким эстетическим ценностям.

Развитое креативное мышление предполагает наличие способностей:

  • управлять творческим процессом («вдохновение по заказу»);
  • находить оригинальные решения;
  • быть терпимым к неопределенности;
  • выходить за рамки сложившихся допущений;
  • побуждать других людей к созидательной деятельности.

Креативное мышление позволяет:

  • находить успешные решения в меняющемся контексте;
  • разрешать противоречия и дилеммы;
  • создавать уникальное ценностное предложение и дифференцироваться от конкурентов.

В качестве примера можно привести дизайн-мышление (design thinking) или дизайн, ориентированный на человека (human-centered design). Это методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе, приоритетом которой являются потребности и ограничения клиентов. Дизайн-мышление нацелено на создание принципиально нового решения, а значит, необходимо знать предысторию возникновения проблемы.

В цикле дизайн-мышления эксперты выделяют несколько базовых шагов:

  1. Эмпатия. Проведение исследования для понимания потребностей клиентов и ограничений бизнеса.
  2. Фокусировка. Глубокий анализ ситуации помогает выявить ключевые противоречия. Создание концепта.
  3. Генерация идей. Для создания нового решения используются различные инструменты организации инновационного мышления в команде (гибкость, многочисленные итерации).
  4. Выбор идеи. Оценка перспектив решения (производство, технологии, маркетинг и пр.).
  5. Разработка дизайна, создание прототипов (объектов, среды и процессов).
  6. Тестирование (разработчиками, потребителями и стейкхолдерами). Проверка работоспособности и оформление. Передача в эксплуатацию.


Важным аспектом использования дизайн-мышления является налаживание диалога — между компанией и клиентом, а также внутри команды. Чаще всего самые продуктивные решения находят команды:

  • с высоким разнообразием, в которых представлены специалисты с разными способностями, опытом (в том числе, культурным), типами мышления и пр.;
  • в которых налажено открытое и эффективное взаимодействие участников.

Дизайн-мышление предполагает постоянные итерации (между членами команды, с клиентами и стейкхолдерами), то есть, в определенном смысле, это противоположность метода benchmarking. По сути, итерационные процедуры заимствованы из методологии agile- и scrum-подхода, пришедших в бизнес из ИТ. Но управленческая мысль идет дальше: обобщив опыт использования agile-методологии, эксперты выделили специфическую компетенцию, которая необходима для всех инноваторов, не только в ИТ — «гибкость» (agility). По данным исследования,  компании, где многие сотрудники обладают этой компетенцией, на 25% более прибыльны, чем те, где развитию гибкости не придают значения.


3. Когнитивная гибкость (cognitive flexibility).

Это способность переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вопросов одновременно. Кроме того, когнитивная гибкость включает навык работы с парадоксами или «полярностями». Полярности — это парные категории, которые не позволяют решить проблему без учета противоположного «полюса» (пример такой пары в бизнесе — «глобальный — локальный»). Именно способность видеть полярность является тем «спусковым крючком», который запускает процесс творчества, приводящий к прорывным идеям.

Когнитивная гибкость также предполагает:

  • умение сотрудничать с самыми разными людьми, придерживающимися порой полярных точек зрения;
  • понимать их сильные и слабые стороны, чтобы дополнить их своими компетенциями.

Как правило, большинство людей предпочитает сотрудничать с теми, кто похож на них самих, но это блокирует изменения, не дает сделать прорыв. Поэтому преимущество получают те компании, в которых не боятся разнообразия.

Сегодня работа с парадоксами или полярностями перестала быть уделом философов. Максимум прибыли приносят не технологические идеи, а те, которые меняют вкусы людей, их взгляды на жизнь, задают новые образцы поведения и создают новые потребности. Для таких идей обязательно нужна эта компетенция. К примеру, упрощение интерфейса персональных компьютеров создало огромный рынок как для самих PC, так и для программного обеспечения!

4. Системное мышление (system thinking).

Это способность:

  • видеть во всем взаимосвязанные, иерархически упорядоченные связи процессов и событий, восприятие мира как упорядоченного;
  • схватывать ситуацию в целом, и в то же время выделять в ней элементы и взаимосвязи между ними;
  • находить оптимальные решения, которые воздействуют на причины возникновения проблемы, а не ее симптомы;
  • предсказывать развитие событий.

Системное мышление особенно важно, когда приходится действовать в сложной среде, в ситуации неопределенности. Руководитель с развитым системным мышлением не просто видит свою организацию как систему. а выступает в роли ее «архитектора»:

  • точно определяет ее насущные потребности;
  • определяет проблемы и выделяет «узкие» места;
  • может выходить за рамки системных ограничений;
  • находить рычаги воздействия, которые позволят с наименьшими усилиями достичь максимального результата.

5. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI).

Особую популярность EI приобрел благодаря «четырехэлементной» модели Д. Гоулмана, где он определяется как сочетание четырех способностей:

  1. умения определить, как чувствуют себя люди;
  2. использовать эмоции, чтобы они помогали думать и анализировать;
  3. понимать причины эмоций;
  4. управлять эмоциями и включать их в процесс принятия решений, с тем, чтобы делать оптимальный выбор в жизни.

Эмоции — ключевой фактор достижения успеха в социальных системах. Обмениваясь эмоциями, люди создают и поддерживают отношения, формируют совместное видение успеха, вовлекаются в творческую деятельность. Благодаря развитому EI руководитель формирует в команде уникальную атмосферу открытости и сотрудничества, готовность действовать для достижения общего результата и в долгосрочной перспективе.

Развивать эти и другие ключевые навыки Вы сможете, посетив наши бизнес-тренинги.

Ждём Вас на мероприятиях GO BUSINESS!


Автор: Дубовик Оксана
Компания: Go Business (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
 или Отменить
См. также
Норма тривалості робочого часу на підприємстві з річним підсумованим обліком — Держпраці, Професійні видання
Как наши эмоции связаны с нашими болезнями, Соntent, учебно-психологический центр
Родовые проблемы: как сделать себя и своих детей благополучными, Живое Cлово, учебно-психологический центр
Духовное исцеление: 7 принципов здоровой жизни. Часть 1, Живое Cлово, учебно-психологический центр
Предметы искусства: как учитывать их в соответствии с МСФО?, Технологии, экономика и менеджмент
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».