Андрей Станченко и Александр Самойлов о том, что сейчас значит развитие

Андрей Станченко и Александр Самойлов о том, что сейчас значит развитие

Бизнес-тренеры пообщались на тему развития в корпоративном обучении. Информация получилась настолько глубокая и полезная, что мы решили выдавать вам её небольшими порциями, чтобы вы смогли постепенно впитать её и при необходимости применить.

Андрей Станченко и Александр Самойлов встретились на фестивале «ПиР-2018. Практики развития». Они пообщались на тему развития в корпоративном обучении. Информация получилась настолько глубокая и полезная, что мы решили выдавать вам её небольшими порциями, чтобы вы смогли постепенно впитать её и при необходимости применить.

В этой части поговорим о развитии.

Александр Самойлов. Бизнес-тренер. Занимаюсь темами, связанными с психологией управления и всем, что связано с человеческим ресурсом в управлении бизнесом.

Андрей Станченко. Бизнес-тренер, фасилитатор сессий, игротехник, коуч. А также предприниматель и собственник бизнеса, который связан с корпоративным обучением.


В этом году на ПИРе мы говорим о развитии. Что для вас значит развитие?

Александр Самойлов. Как человек с психологическим базовым образованием, я понимаю, что всё связанное с бизнесом — в первую очередь связано с развитием людей. Теперь, когда машины занимают значительную роль в жизни и человека и бизнеса, значимость человека не снижается, а растёт. Потому что человеку нужно конкурировать теперь еще и с машинами, а не только с другими людьми. Нужно развиваться.

Человек стал по-другому себя понимать и вести. У него есть интерес к себе и к теме саморазвития.

Я не знаю, упоминалась ли пирамида Маслоу раньше так же часто, как сейчас. Это как некий мем, говорящий о том, что мы движемся вверх. Теперь людей всё больше интересуют не только верхние этажи пирамиды Маслоу, но и то, что там дальше.

Поэтому я считаю, что это занимает очень значительную роль. И связано в первую очередь с интересом, который появляется у людей к себе.

Ещё 120 лет назад человек вообще не изучал себя. Всё это началось только с появлением психологии и её с основателями.

Сейчас человек изучает и развивает себя сам.


Вы бы могли в этом контексте назвать какие-то положительные термины, как определение развития?

Александр Самойлов. Наверное, те же термины, что уже на слуху.

Это и самоидентификация: Кто я вообще? И самоактуализация примерно о том же.

То есть, чем я могу или должен заниматься, чтобы эта жизнь случилась со мной. Эти два слова являются тезаурусом для этого всего. А дальше человек в более общие или частные вещи уходит. Но мне кажется, в последнее время всё вращается вокруг этого. Человек пытается понять, кто он вообще.

На этот вопрос пытались ответить и философы всех времён. Но раньше вопрос звучал скорее как риторический, а сегодня человек действительно находит на него все новые и новые ответы. И они похожи на правду. Это очень увлекательно и поэтому человек продолжает в это «вкручиваться» глубже.

Успехи в этой теме подталкивают к развитию. Мы видим, что это не просто философия. С этим можно работать, можно что-то делать и испытывать от этого какие-то ощущения. Именно поэтому оно держится в топе интересов человечества.

Это касается только саморазвития или это также затрагивает развития других людей?

Александр Самойлов. Развитие других людей — вопрос сложный для меня. Потому что я не могу найти для себя ответ уже несколько лет — что все-таки является детерминантом нашего поведения как тренера.

Почему у меня есть потребность развивать других людей? Это все-таки моя невротическая история или есть какая-то объективная реальность, в которой это нормально?

И когда я найду ответ на этот вопрос для себя, смогу на него ответить более качественно и вам. Пока что мой опыт и мои умозрительные изыскания в эту сторону говорят о том, что скорее это находится на стыке некой самоидентификации и одновременно не отыгранных каких-то историй, где кому-то что-то нужно доказывать.

Вот такой гуманный способ. Через помогающую профессию мы окультуриваем, придаём красивую форму. Оно причиняет добро. Как мем.

Мне кажется, на самом деле в этой шутке много правды. Мы это делаем, потому что не можем не причинять добро другим. И, безусловно, в этом есть невротический посыл. Но, понимая это, у меня появляется возможность вычищать это всё и делать чистую не невротическую историю, где я действительно иду к самоактуализации и понимаю, что я — наставник.

Отвечая на вопрос «Кто я», я не просто говорю об этом, а делаю в эту сторону значительные шаги.

Например, в прошлом году я продал свою компанию,
которой управлял 10 лет.

Потому что уйдя в декрет сразу с рождением ребёнка, побыв какое-то время наедине с собой, гуляя со спящим в коляске ребёнком по улицам, я задавал себе этот вопрос и в какой-то момент ответил: «Я – наставник».

Я принял решение. Пришёл к своему партнёру и совершенно неожиданно для него сказал, что я хочу продать свою долю.

Это не просто размышление, это реальные действия, которые я воплощал в жизнь. Связанные с этим страхи, сомнения и потери, безусловно, есть. Но ты это делаешь, и понимаешь, что это та точка, когда ты не просто принял важное решение, а ты это сделал.

И накрывает тебя аура самых хороших благодатей. И ты понимаешь, что ты со своим активным сознанием действительно что-то делаешь. Ты не просто набиваешь свой желудок. И это не просто красивые слова. Это даёт ещё больше ресурсов.

И сейчас, например, мне очень интересна тема, где говорят о работе с личностью.

Я был тренером в двух ролях, когда стал плотнее этим заниматься.

В роли технологичного, очень структурного, инструментального тренера, где ты как личность растворяешься в группе, и если ты профессионален, группа не может вспомнить что-то, связанное с тобой.

И вторая роль, когда ты как личность работаешь, отдаёшь кусочек себя. Когда происходит какая-то химия, которая совершенно не технологичная, которую трудно описать словами и которая оказывается гораздо сильнее с точки зрения результативности.

Поэтому я никогда не скажу плохого слова о таких мероприятиях, которые проводит Тони Роббинс, потому что я смотрю под каким-то своим углом зрения на такие вещи. И допускаю, что мы не всё ещё понимаем в себе. Что есть какие-то вещи, которые сейчас делаются скорее интуитивно. Но это не значит, что они не правильны.

Мы слишком доверяем своему разуму. Той его части, которая по факту оказывается самой молодой. И опираться на неокортекс на мой взгляд опасно, потому что это слишком молодой и ещё неопытный орган. Это не моя идея, но мне она нравится.

А есть ещё интуиция или ощущение на которое можно опираться. Там может быть гораздо больше правды.


Андрей Станченко. Я по поводу развивающей профессии.

Обратите внимание раньше была аббревиатура ASTD —American Seating Training Development.

И всегда для развивающих была абревиатура Training and Development — T&D.

«A» упало, «Б» - пропало, что осталось на трубе?

Сейчас получилось, чтоTrainingупало, а Association for Talent Development, развивающее — вышло на передний план. Оно стоит на рынке на плечах атлантов помогающих профессий, куда относится психотерапия и коучинг.

Но с другой стороны, развивающие профессии — это не только помогающие.

Хороший пример с Тони Робинсоном. По сути это не просто части. Это две сферы: помогающие и развивающие. Они касаются друг друга, но имеют большое пространство самостоятельных.

В training development проявляется старое дельфийское «найди себя».

Пойми себя — через это поймёшь вселенную.

Как ни крути, но в развитии и даже в корпоративном обучении больше фокус становится на то, что компания за свои деньги готова помочь человеку развиться, как ему хочется. А от этого будет благо и компании. Это очевидно.

И в связи с этим, получается, развиваться необходимо самому. Идея о том, что нужно делать так, чтобы тебя развивали, точно отпадает.

Можно дать ресурс и поддержку, но человек развивается сам.


Александр Самойлов. Для меня было великим открытием идея о том, что когда ребёнок начинает чем-то увлекаться, 99,9% родителей активно его за это хвалят: «Ой, какой ты молодец! Ты сам это сделал!».

На самом деле в этот момент они переключают его мощнейшую внутреннюю мотивацию на внешнюю. Он начал, потому что он хотел это сделать. А теперь он продолжает это делать, потому что он начинает получать похвалу.

Похвала — дофаминовый наркотик. Ребёнок продолжает это делать, потому что его за это похвалили.

И в этой маленькой трёхсекундной мизансцене кроется трагедия всего, что происходило с человечеством до этого момента.

Ранее в корпоративных культурах все говорили о том, что надо развивать внутреннюю мотивацию, но при этом реальная ситуация никак не была связана с самомотивации человека.

Андрей Станченко. Краткое резюме: закон Геккеля-Мюллера рулит. Онтогенез краткое повторение филогенеза.



Мы продолжим публиковать беседу Андрея Станченко и Александра Самойлова в следующих публикациях. Чтобы не пропустить, подпишитесь на нашу страницу в Фейсбуке. Дальше будет ещё интереснее.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Саморозвиток