Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Правила критики в общении: сначала пряник, а потом кнут

Критика в деловом общении, конфликты, ссоры, разрывы отношений…. всё это имеет место в жизни. Существуют даже определенные правила критики, позволяющие сделать ее инструментом созидания, а не разрушения.

Мы не боги и не абсолютные мудрецы. Мы все иногда совершаем ошибки, которые могут влиять на жизнь, состояние или настроение других людей. Мы влияем, и на нас влияют, мы хвалим и нас хвалят, мы ругаем и нас ругают. Всё, круг замкнулся. Но такая дорожка вряд ли приведёт к хорошему прогнозируемому результату. Где же выход? Как показать подчинённым на недочёты, как промолчать, если ребёнок совершает ошибку за ошибкой, как указать другу на его неправильное поведение и при этом никого не обидеть?

Вынужденный конфликт и резкая критика могут разрушить любые отношения. Сохранение хороших отношений в трудных ситуациях – это одна из самых главных задач продуктивной коммуникации, как в бизнесе, так и в бытовых ситуациях. Нужен простой и надёжный метод! И такой есть.

Существуют правила конструктивной критики, их суть в следующем. С давних времён известен такой способ воздействия, как «кнут и пряник». То есть «награда» за правильное поведение и «наказание» за неправильное. Первое основано на положительных эмоциях, а второе на желании избежать негативного воздействия. Объединив оба этих подхода, мы получаем уникальный инструмент для смягчения конфликтных ситуаций. Это критика и похвала в одном флаконе. «Метод кнута и пряника» (критика — похвала) действительно работает.

Допустим, вам необходимо высказать претензию собеседнику. Если это сделать просто в прямой откровенной форме, человек рефлекторно проявит сопротивление, и такой разговор рискует перейти в спор или даже жёсткий конфликт. Ведь критика в свой адрес еще никого не радовала. Как результат, от надежды на взаимопонимание и сотрудничество придется отказаться. Теперь попробуем другой сценарий.

Что произойдёт, если человека сначала похвалить за что-то хорошее (можете не сомневаться, даже у отъявленного негодяя можно найти хоть каплю положительных качеств), и только после этой похвалы высказать свою претензию в мягкой форме, да ещё и указав возможный способ исправления ситуации? Такая положительная критика в общении позволит:

  • Избежать напряжения и ожесточённого сопротивления в самом начале беседы.
  • Вы не станете для оппонента врагом.
  • Сохраните хорошие отношения.
  • Настроение у собеседника будет лучше.
  • Ваши рекомендации будут выслушаны, и, возможно, применены.
  • Получите больше шансов достичь желаемого результата.

Примеры:

  1. «Вы блестяще справились с планом продаж в прошлом месяце. Вероятно, нынешнее отставание вы легко сможете ликвидировать потратив один выходной».
  2. «Ты очень аккуратно пишешь в тетрадке. Осталось только выучить правило и навсегда избавиться от грамматических ошибок».
  3. «Вам всегда удаётся фантастический дизайн мебели! Вот только качество сборки можно было бы усовершенствовать, если ещё раз проверить все размеры и заменить крепления на более надёжные».

Простота и надёжность принципа «хочешь поругать – сначала похвали» проверены очень давно и до сих пор не потеряли своей актуальности. Было бы неразумно отказываться от тех выгод, которые может принести каждому из вас использование предложенного метода. Что же, пользуйтесь, достигайте, побеждайте. Правильная критика приносит свои плоды!

Приглашаем освободиться от последствий чужой критики на игру Сатори. Радикальное прощение. 

Компания: Живое Cлово, учебно-психологический центр (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
 или Отменить
См. также
Для чего вам необходима сертификация СМК по ISO 9001?, Школа административного управления Зиминой, консалтинговый центр
Какие 3 ключевые вопроса для конкурентоспособности компании?, Школа административного управления Зиминой, консалтинговый центр
Как определить индивидуальный код собеседника, Мастерская визуальной психодиагностики
Золотые правила диалога с трудными людьми, АС, центр корпоративного обучения Алёны Сысоевой
С днем HR-менеджера от компании Profi club, PROFI CLUB
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».