Финансовая модель: зачем нужна и как ее построить?

Финансовая модель: зачем нужна и как ее построить?

Финансовая модель — это учет и расчет текущих и будущих потоков компании, те экономика проекта. Она нужна, если:

  1. Ты хочешь построить финансово устойчивый бизнес или/и
  2. Ты привлекаешь финансирование или/и
  3. Ты хочешь избежать банкротства 

У меня значительный опыт создания фин моделей как фултайм в Большой четверке и фонде, так и парттайм — в рамках разработки для стартапов/ бизнеса (в том числе своего), поэтому решила поделиться своим подходом к построению фин моделей. 

Совет: если не знаешь, с чего начать и нет возможности оплатить профессиональную помощь, можно использовать шаблон — их полно в интернете (например, для Saas бизнеса неплохая вот эта), но помни, что твой бизнес — уникален, поэтому и финансовую модель лучше строить с нуля. Если все-таки используешь шаблон, не делай это вслепую, адаптируй его. Например, в консалтинговых компаниях (в той же Big4) запрещено использовать предыдущие фин модели схожих бизнесов, запрещено даже использовать какие-то шаблоны — все считается под каждый бизнес с нуля.  

Основные части финансовой модели 

У финансовой модели бизнеса должны быть следующие компоненты: 

1. План продаж: как ваш бизнес планирует получать доход? Основные переменные, от которых зависит доход компании и их прогноз, учитывая сезонность и макро, и индустриальные показатели. 

Например, для магазина на углу это будет 1) средний чек 2) кол-во посетителей 3) кол-во покупателей 4) площадь магазина. Для онлайн магазина это 1) траффик 2) кол-во покупателей 3) ср чек заказа 4) GMV (gross merchandise value) 5) кол-во заказов на 1 покупателя и т.д. 

2. План найма на работу: кто нужен в команду, чтобы построить компанию, и когда вы должны нанять их? 

3. План расходов: сколько будет стоить поддерживать сервера/ хостинг, привлекать новых клиентов, снимать офис? Как расходы будут расти с ростом бизнеса? 

4. Метрики: сколько приносит один клиент за всю его жизнь с компанией (LTV)? Сколько стоит привлечение одного покупателя (CAC)? Какой средний доход на пользователя (ARPU)? Какой conversion rate из посетителя в покупателя? Эти метрики являются важными для бизнеса, еще важнее, чтобы доходные метрики увеличивались, а расходные — уменьшались. 

5. 2 отчетности: на выходе необходимо построить P&L и cashflow на текущий и будущие периоды. 

Совет: создание финансовой модели — это не наука, правильного ответа не существует — однако есть некоторые вещи, которые работают, а есть те, которые не работают. 

P/S Приглашаем Вам на тренинг-практикум   "Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью",  -  Звоните и узнайте больше об этом тренинге-практикуме [відкрити контакти](063)237-90-05          Или на нашем сайте  https://nbc.ua/


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Бізнес освіта, MBA Фінанси, кредит, банківська справа