Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Анатомия депрессии человека, семьи, предприятия

В этой статье я хочу рассмотреть депрессию человека, депрессию семьи и депрессию в коллективе или организации.

Анатомия депрессии человека, семьи и предприятия

 

В этой статье я хочу рассмотреть депрессию человека, депрессию семьи и депрессию в коллективе или организации. Сделать сравнительную характеристику для того, чтобы вы смогли проанализировать вашу ситуацию или ситуацию ваших близких, сделать выводы и применить полученные знания в жизни.

 

Человек, Семья и Компания - это три живых организма, которые функционируют, процветают и болеют по одним и тем же законам. Эти законы важно знать и понимать.

Давайте для начала определимся с понятием депрессии. Коротко депрессия - это подавленное состояние вследствие нарушения процесса взаимодействия организма со средой. В данном случае организмом я называю человека, семью или предприятие, в котором вы работаете или руководите. Очень часто подавление своего Я, а именно своих желаний, своего мнения, видения, своей точки зрения и т.д ведет к понижению двигательной активности тела, так называемой апатии - состоянию безразличия, равнодушной вялости, расстройства эмоциональной сферы.

Существует множество взглядов на природу депрессии. В сравнительных характеристиках я буду руководствоваться такой причиной депрессии, как подавление своего Я. На некоторых практических примерах я постараюсь объяснить, почему это происходит с человеком, семьей, организацией, и ответить на вопрос, что с этим делать.

Депрессия человека. Это нормально или аномально? Я отвечу - бывает по-разному. Нормально периодически испытывать плохое настроение, раздражительность, нежелание проявлять активность и т. д. А когда аномально? Давайте посмотрим на рис. 1


 

Несколько примеров из практики.

Ко мне обратилась женщина. Ее муж имеет связь с другой женщиной, о чем ей доподлинно известно уже 3 года. Он, конечно, отрицает факт романа на стороне, а она не готова принимать крайние меры, предпочитая сохранять то положение вещей, которое есть, но при этом уже три года очень страдает. Она подавляет свою злость, обиду. Говорить откровенно с мужем, по ее словам, не готова, т. е., она не готова «узнавать правду». Конечно, это приводит к нарушению процесса взаимодействия со средой - в данном случае средой для нее является сам супруг и его тайная возлюбленная.

Другой пример. Обратилась за помощью мать 37-летнего сына. От него ушла жена после 15 лет совместной жизни. Были попытки суицида. Он не был готов принимать факт ухода жены. Символически он как будто говорил: нет ее - значит, нет и меня! До визита к психологу он уволился с двух работ, переехал жить к родителям, отказался от встреч с друзьями, практически ничего не ел, лежал, мечтая только об одном – о возвращении жены домой. Этого так и не произошло. Что случилось в жизни этого человека? Нарушился процесс взаимодействия со средой. Все было хорошо до того момента, как ушла супруга. В организме возникла буря эмоций, которую мужчина, не будучи в состоянии выразить, подавил.

Еще история: за помощью обратилась девушка Марина (имя изменено), которая много лет в депрессивном состоянии пьет транквилизаторы, которые назначила себе сама! Она живет с молодым человеком, у которого в прошлом была семья. От первого брака у него есть 8-летний сын. Ребенок периодически приезжает к папе домой. Они втроем проводят время. Причины депрессии Марины - ее молодой человек не готов жениться второй раз, имея отрицательный опыт первого брака. Марина же мечтает о белой фате, свадьбе, к тому же, она не может забеременеть. У девушки начались серьезные соматические проявления. Марине приходится подавлять свое Я, мириться с решением о гражданском браке и таить надежды о ребенке. Однако соматические проявления и депрессия набирают силу.

Что делать в таких случаях

1. Учиться принимать факты жизни, учиться адаптироваться. Адаптивность - способность организма осуществлять перестройки, приспосабливаясь к изменяющимся в среде условиям. Это выносливость и высокая работоспособность, устойчивость к болезням и другим факторам внешней среды. Это резервные возможности организма.

2. Учиться проявляться, осознавать свои потребности и заявлять о них, отстаивать свои границы. Часто у того, кто в депрессии, эти границы нарушены. Существуют разные инструменты, чтобы этого достичь. Такими инструментами владеют психологи.

3. Учиться агрессии как ресурсу. Об этом я писала в прошлом выпуске. Агрессия - это сила, это ресурс сказать - СТОП! ХВАТИТ! СО МНОЙ ТАК НЕЛЬЗЯ! Будучи в депрессии, самостоятельно достичь этого состояния невозможно, необходимо обращаться за помощью к профессионалам.

Депрессия семьи. Семья - это главная система, к которой принадлежит практически каждый из нас. Это группа людей, взаимодействующих как одно целое. Семья - это система, состоящая из подсистем. Очень важно, чтобы эти подсистемы (члены семьи) правильно взаимодействовали между собой.

Признаки правильного функционирования.

1. Проблемы проговариваются, признаются всеми членами семьи и решаются.

2. Поощряется свобода в семье: свобода восприятия, свобода мысли и обсуждения важного вопроса для конкретного члена семьи, свобода иметь свои чувства и говорить о них, свобода заявлять о желаниях, свобода творчества, в конце концов.

3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.

4. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности, как минимум, осознавать их.

5. Родители делают то, что говорят своим детям. Это рождает доверие детей к родителям и уважение.

6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются. Например: старший ребенок присматривает за младшим, при этом у него нет ощущения того, что именно он выполняет роль родителя. Часто родители неосознанно навязывают старшему ребенку роль родителя, так как сами сутками пропадают на работе.

7. В семье есть место развлечениям: совместный отдых, индивидуальное хобби, которое выбирается членом семьи самостоятельно, а не под давлением.

8. Ошибки прощаются, на них учатся. Важно не только попросить прощения, а еще и исправиться.

9. Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения. Правила могут меняться, вносятся предложения. О правилах не сложно и не страшно сказать, предложить их и обсудить.

Отсутствие некоторых пунктов или игнорирование их порождает у членов семьи ряд негативных эмоций, которые, к тому же, могут быть подавлены, не осознаны, не обсуждены… Нарушается процесс взаимодействия между членами семьи, порождая ту самую семейную депрессию.

Депрессия предприятия. Каждое предприятие существует с целью повышения своей прибыли. Мне сегодня приходится работать со многими организациями и наблюдать ту депрессию, о которой идет речь, воочию. В чем причина депрессии, мы уже обсудили. Попробуйте вышеизложенные правила функционирования семьи применить к компании, в которой вы работаете. И вы увидите, как данные правила применимы и необходимы.

Важно так же понимать, в чем заключается здоровье предприятия. Здоровая компания осознает и удовлетворяет свои потребности. Проблема в том, что многие, имея предприятия, имея корпоративные ресурсы, не умеют осознавать свои организационные потребности. Об этом я писала в предыдущей статье. Предприятия могут намного эффективнее осознавать свои потребности, когда сформирована культура Взаимного Уважения и Доверия, - как говорит гуру менеджмента Адизес. Ведь осознавать потребности компании - это командная работа, одному руководителю это не по силам. Существует ряд потребностей, которые не осознает руководитель, также как существуют потребности, которые не осознают сотрудники. Только культура Взаимного Уважения и Доверия поможет сделать этот процесс достижимым.

Каждая организация – это система, которая нуждается в энергии, чтобы работать. Каждая система обладает энергией. Откуда она берется? От людей, которые составляют организацию. Вот почему руководители ищут для своих организаций людей энергичных, страстных, преданных.

Когда нет Взаимного Доверия и Уважения, это подобно преградам на пути энергетического потока, организация менее энергодостаточна и менее конкурентоспособна.

Что такое Взаимное Доверие? Оно существует тогда, когда стороны имеют общие интересы, видят общую цель. У них есть вера, что вклад одного будет в ответ оплачен вкладом другого.

Что такое Взаимное Уважение? Способность давать второй стороне шанс задать свои вопросы, выразить сомнения и несогласие, потому что вы верите, что они будут ценны для вас, что несогласие происходит от понимания чего-то важного, на что вы не обратили внимания или проигнорировали.

В компании неуважение и недоверие истощают тех, кто в них вовлечен, это порождает депрессивные симптомы компании как организма. Всегда начинайте со Взаимного Доверия и Уважения.

Иногда организационная депрессия похожа на "болото". Я с этим сталкивалась как бизнес-тренер во время внедрения какого-либо проекта, например, "Внедрение Стандартов" предприятия. Во время тренинга действия, динамика и реакция участников говорили о состоянии компании, которое можно назвать «болотом».

Сотрудники ничего не ищут, не проявляют инициативу, ни к чему не стремятся. Спокойно сидят на местах, часто ничего там не делая. Бизнес медленно дрейфует, постепенно теряя позиции на рынке, после чего в один прекрасный момент рушится, как карточный домик.

Более подробно хочу раскрыть пример ситуации, которая напоминает то самое "болото", депрессию или нарушение культуры Взаимного Уважения и Доверия. Как бизнес-тренер в компании я проводила тренинг по менеджменту для руководителей среднего звена для 15 человек. Тренинг проходил два дня. Энергия в группе в первый день была на минимуме, что было не свойственно этой команде, которую я знала уже 2 года. Мне пришлось остановить тренинг и заняться именно вопросом Взаимного Уважения и Доверия. Причиной оказался деструктивный конфликт между отделами продаж и маркетинга, участники которых были на тренинге. После того как были оговорены все невскрытые ранее вопросы, энергия тренинга была уже другой. 

Доктор Адизес говорит, что организация должна концентрироваться на том, чтобы быть здоровой и уж точно здоровее своих конкурентов. Вознаграждением за это станет прибыль.

Быть здоровой организацией означает, что компания удовлетворяет текущие потребности клиентов, она умеет быть эффективной, проактивной в работе с ожидаемыми изменениями, органично взаимозависеть с прозрачной и функциональной циркуляцией энергии между ее составляющими, что всегда способствует сотрудничеству. Удовлетворение клиентских потребностей приносит доход, а удовлетворение этих потребностей с более низкими затратами (эффективно), чем цена, которую клиенты готовы заплатить за удовлетворение их нужд, образует прибыль.

Сегодня, как впрочим и всегда, современные компании отвечают на вопрос: как развить еще больше способностей заработать деньги и где взять еще лучшие возможности повысить товарооборот? Однако предприятия обречены на то, что этого никогда не произойдет, если не будет сформировано Взаимное Доверие и Уважение в компании.

Автор: Балан Татьяна Сергеевна
Компания: Person (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Техника для работы с сексуальными убеждениями "Родительский багаж", Тренингово-образовательный центр Татьяны Павленко
Теорія брехні. Застосування на щодень, SPE, школа розвитку
Як заохотити дітей і підлітків до співпраці без погроз і покарань, SPE, школа розвитку
Змінюється розмір тарифної ставки працівника 1-го розряду, Професійні видання
Схема "Оптимального успеха", часть 2, InsightIntegro
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».