Компания-бренд на тренинговом рынке? Годы системного труда, влюбленность в профессию и тысячи единомышленников

Компания-бренд на тренинговом рынке? Годы системного труда, влюбленность в профессию и тысячи единомышленников

19 мая 2012 года первая в Украине школа ораторского и переговорного мастерства «СПИКЕР» будет праздновать свое 11-ти летие. Публикуем фрагменты интервью с директором компании - Наталией Лозийчук.

  • Одинадцатый год на рыке  — это немалый срок для компании, которая работает на отечественном рынке краткосрочного бизнес-образования. Каковы, на Ваш взгляд, составляющие успешной работы тренинговой компании?

 - Сначала я бы хотела поблагодарить за возможность общения с читателями портала. Надеюсь, что данное интервью будет полезно как коллегам по тренерскому цеху, так и заказчикам тренингов.

Сегодня, анализируя полученный опыт, могу утверждать, что составляющие успеха есть. Однако десять лет назад мы обращали больше внимания на те вещи, которые являются универсальными для любого бизнеса.

Во-первых, не искали «быстрых и легких» денег, понимая, что сфера образования в нашей стране не самая прибыльная. Для нас это был определенный вызов самим себе: а получится ли заниматься любимым делом и зарабатывать при этом приличные деньги? Сделали ставку на создание долгосрочного проекта — обучающего центра, который предоставляет качественные услуги широкому спектру потребителей.

Во-вторых, хорошо понимали, что для сферы образовательных услуг очень важен «человеческий фактор» - нужны высококвалифицированные специалисты.

В-третьих, принципиально шли на то, чтобы использовать современные технологии обучения и развития. Поскольку на тот момент мы были знакомы только с тренингом, выбрали именно его в качестве основной обучающей системы.

В-четвертых, совершенно интуитивно предложили востребованный потребителями продукт. Нам просто повезло: мы нашли нишу, которая была еще не заполнена. Более того, со временем вложили немало сил и средств, чтобы активней пропагандировать данный вид обучающих услуг.

  • Вы имеете в виду обучение ораторскому мастерству?

 - Конечно. Помните строку из известной песни «Все лучшее приходит к нам весной...»? В чудесный майский вечер 19 числа (кто помнит, что это за дата?) (улыбается), мы озадачились вопросом: а есть ли в Киеве центр, где обучают убедительно и эффектно выступать перед аудиторией? А достойно вести спор? И вообще, где в столице можно развить риторические навыки?»

Ответы на эти вопросы мы искали как родители, для своих детей. И очень быстро случилось так, что создали собственный бизнес-проект. Для развития и взрослых, и школьников. После первой же презентации нашего центра, мы набрали две группы подростков и две группы взрослых, в основном, родителей этих же детей.

  • Но если говорить о тренинговом рынке, как Вы считаете, что здесь важно для ведения эффективного бизнеса? Есть ли какие-то рецепты?

 - Есть. Это мы поняли не сразу, со временем. Кстати, что те определенные принципы, которые нами были заложены на самом старте, в первые годы нашей работы вызывали непонимание у некоторых коллег — представителей украинского и российского рынка тренинга. Это же, со временем, стало нашими преимуществами, позволило избежать многих проблем.

Так, мы изначально решили проводить тренинги только в рамках выбранного нами направления — ораторского и переговорного мастерства. Название компании - «СПИКЕР» - говорит само за себя. Поверьте, не просто отказываться от работы, когда тебе неоднократно говорят примерно следующее: «Я прошел у вас тренинг, меня впечатлил результат, доверяю вам и потому хотел бы заказать тренинг по...». А дальше звучит все что-угодно: тайм-менеджмент, развитие креативности, управление персоналом... Вплоть до риск-менеджмента и даже маркетинга! Да, тренинг по тайм-менеджменту или управлению персоналом два-три наших тренера точно хорошо проведут! Сами используем эти технологии, знаем как обучать других... Но всегда сразу сужаем тему подобных (признаться таких лестных для нас!) переговоров: все, что связано с эффективной коммуникацией, ораторским и переговорным мастерством, пожалуйста, с удовольствием проведем, поскольку это наша специализация, а остальное — это не к нам...

Как показала практика, заказчиков подкупает такая открытость и честность. Четкая специализация позволила нам получить немало дивидендов — как материального, как и материального характера.

  • А что еще, кроме специализации, является, как Вы сказали, «фишкой» компании? Что можно посоветовать другим, молодым тренерам и компаниям?

 - Еще один аспект, принципиальный для нас, это формирование именно команды тренеров. Поясню почему это считаю важным.

С одной стороны, каждый тренер нашего центра является профессионалом в определенной сфере знаний — риторика, актерское мастерство, эйдетика (развитие памяти), переговорные технологии и т.п.. Тренинги ведут те, кто глубоко знает свой предмет, имеет огромный тренерской работы, является автором статей и книг... Отсюда, естественно, и соответствующее качество обучения. Я лично с большим скепсисом отношусь к тем, кто предлагает «прочесть на выбор» эдак 20, 50 или даже 60 (!) самых разных по тематике тренингов. Увы, неопытный заказчик не всегда понимает, что такой широкий «ассортимент» - это не преимущество, а скорее недостаток. Есть риск купить тренинг, который проводился данным специалистом всего один-два раза....

С другой стороны, а здесь меня поймет каждый директор компании - провайдера, мы изначально создавали бренд компании, а не делали «звезд» из отдельных, даже самых лучших наших тренеров. Это оказалось выигрышной стратегией, хотя было очень не просто обеспечить сыгранность команды. Обратите внимание, сколько ведущих тренинговых компаний «растаяло» под нещадным солнцем кризиса из-за ухода своих «звездных» коллег. Жаль, ведь компании тратили немалые ресурсы для подготовки, профессионального роста, продвижения и пр., таких специалистов. В итоге, они своими усилиями создали раскрученного тренера-фрилансера или основателя и «играющего» тренера ... конкурирующей компании! Кадровая проблема - устойчивая и пожалуй вечная тенденция рынка бизнес-образования.

  • С какими сложностями пришлось сталкиваться, что приходилось преодолевать?

 - В первом время нам основательно доставалось (улыбается). Нас «принципиально» не понимали и не признавали некоторые бизнес-тренеры. Мол, как можно вести тренинг не два дня подряд, а 7 суббот или 14 вечеров?! Как вообще можно делать тренинг поэтапным? Зачем команда, если обучение может провести один тренер? Даже некоторые опытные HR-ры не были готовы к такому «новаторству».

В ответ мы настойчиво убеждали, что такую практика продиктовала реалиями - ожиданиями участников тренингов, которые приходят за получением практических навыков, а их не всегда отработаешь за один-два дня. Клиенты ждут от нас решения самых разных своих проблем — кто-то хочет стать уверенней, кто-то - активизировать словарный запас, кто-то - развить технику ведения дебатов, кто-то — дикцию... И одним «наскоком», за два дня эти задачи не решить, нужны разные приемы - от специалистов разных направлений... Практика показала целесообразность такого метода обучения: сколько ныне проводится подобных тренингов! Выходит, что мы, еще в 2001 году стояли чуть ли не у истоков такого явления на рынке тренинга как «школа». Конечно, мы проводим и 2-х дневные корпоративы, но там идет основательная предтренинговая работа, обязательно включены посттренинговые процедуры, да и задачи таких тренингов формируются очень четко и выверено.

Поругивали нас также отдельные преподаватели известных вузов: «Да как вы можете преподавать ораторское мастерство в такие сроки? Ведь это только в институтах можно освоить! У вас хоть образование есть!?» В ответ мы лишь улыбались, поскольку практических каждый из наших коллег имел по два, а то и три высших образования, тренерскую подготовку и даже кандидатские степени... Как правило, спустя время, эти же лица нередко просились к нам на работу.

  • И Вы их брали?

 - Нет, но не потому, что помнили «обиды», а потому, что таким лекторам «со стажем», профессорам и докторам наук очень сложно было перестроить свою систему преподавания. Они и у нас пытались читать лекции, непрерывно говоря полтора часа подряд. Ведь под тренинговый формат перестроиться не просто! Замечу, что мы, по-моему, вообще никому не отказали в тренерских «смотринах». Знакомились со всеми, кто хотел у нас работать.

  • Раз Вы столько говорите о квалификации и опыте работы тренера, то как происходит их отбор в компании тренинг-центр «СПИКЕР»?

 - Хороший вопрос. В 2001 году мы пригласили к сотрудничеству тех, кого знали и кто на тот момент уже имел имя в определенных тренерско-преподавательских кругах, кто был тренером международной программы «Дебаты» в Украине. А впоследствии выработали определенный алгоритм по работе с тренерами-соискателями.

Ныне из семи активно работающих тренеров, трое работает с первых дней — это самый важный для меня показатель, которым я, как директор, очень горжусь. Готовили тренеров и сами: видели неординарную личность, влюбленную в свое дело, предлагали сотрудничество, доучивали, делились методиками, предоставляли возможность практиковаться... Так было с молодыми психологами — выпускниками вузов, учителями лицеев, преподавателями театральных вузов. Кстати тренеров, работающих с подростками, не так просто было найти.

А основной критерий отбора тренеров известен многим. Это результат обучения. Тренинг можно блестяще отыграть, подобно спектаклю, и участники этого действа уйдут довольными. Но... Они могут так и остаться зрителями театра одного актера — тренера. Эйфория от тренинга уйдет, а вот что останется в «сухом остатке» - вот вопрос. Подчеркну, что элементы классной режиссуры обязательно должны иметь место в тренинге, при необходимости. Однако хороший навыковый тренинг ценится прежде всего эффектом от обучения его участников. А если эти «ученики» - взрослые состоявшиеся люди, представители самых разных направлений бизнеса и социальных групп, то, естественно, это не просто. Никакие сертификаты и дипломы, списки клиентов и рекомендации авторитетных лиц не помогут, если нет качественного интеллектуального и навыкового «скачка» у наших клиентов - участников групп. .

  • Конкуренция на рынке растет. Тренинги по эффективной коммуникации и переговорам проводят многие бизнес-тренеры. В чем конкурентное преимущество компании «СПИКЕР»? Почему клиенты должны выбирать вас, если на рынке есть много аналогичных предложений? Какие вообще Вы бы дали советы по поводу конкуренции?

 - Как ни парадоксально звучит, но при том, что конкуренция растет, мне все реже задают этот вопрос. Я расценивают это так : информированность заказчиков тоже растет.

Да, тренер — человек публичной профессии. Кроме того, его работа связана с проведением немалого числа переговоров. Поэтому практически каждый тренер в своем тренерском досье вполне логично может указывать о том, что тренинги по риторике, презентациям и переговорам он провести сможет. Наверное, это так и есть. Другой вопрос, каков будет результат - по сравнению с теми, кто проводит тренинги по данной тематике десять лет подряд и объем выпускников перевалил за пару десятков тысяч людей...

Более того, сравнивать можно лишь равноценные по формату тренинг-продукты. Пока в СНГ нет аналога, например, нашей открытой Школы ораторского мастерства, Школы переговоров — и по продолжительности обучения, и по объему программы, и по количеству тренеров. Повторюсь, что уникальность этих Школ - командная работа тренеров.

Я, например, очень рада тому, что кто-то из коллег работает классно. Значит заказчики получают нужный результат, следовательно вновь и вновь будут покупать самые разные тренинг-продукты.

Но я не могу промолчать, что есть и негативные явления, связанные прежде всего с плагиатом. Например, у нас уже несколько раз «заимствовали» названия наших программ (представьте себе точь в точь повторено авторское название нашего тренинга, состоящее из семи слов!), я с периодичность раз в полгода постоянно обнаруживаю в Интернете целые куски текстов наших программ у других тренеров, в том числе, и в ближнем зарубежье. Даже продают (!) наши раздаточные материалы...

  • Вы что-то предпринимаете в подобных случаях?

 - Нас, безусловно, «слегка» радует такой подход - раз копируют, значит мы успешны в своем деле. Со временем мы поняли, что не нужно молчать. Нужно действовать — открыто и тактично общаться с теми, кто занимается «заимствованием». Почти всегда, когда начинаешь об этом разговор, предоставляя факты, удается договориться. Люди извиняются за такой неловкий «казус» и стараются больше не повторять подобного. Мы же стараемся очень внимательно относится к соблюдению авторского права.

  • Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития тренерского рынка? Рынок идет на подъем?

 - Мне кажется, что существенный удар по рынку, помимо экономического кризиса, был нанесен введением нового Налогового Кодекса. Я имею в виду и ситуацию с возмещением НДС для консалтинговых услуг, и ситуацию с оплатой за тренинг с прибыли для тренеров, использующихупрощенную систему налогообложения. В целом, неразбериха с налогами коснулась всех, в том числе и заказчиков тренингов.

Теперь нас всех снова ждут новые изменения в НК, планировать работу сложно всем. Руководители и особенно HR-ры это постоянно подчеркивают... Поэтому существенный рост рынка будет наблюдаться только при устойчивых и адекватных правилах ведения бизнеса, реальном росте экономики, финансовой стабильности компаний, повышении благосостояния наших соотечественников. Надеемся, что вскоре так и будет...

  • Что Вы хотите пожелать нашим читателям?

 - Настойчивости и смелости тем, кто решил заниматься таким непростым и интересным делом как тренерство. А заказчикам - получения реального эффекта от тренинга и драйва от самого процесса обучения. Удачи всем вам!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво